Информационная "копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания


Безух Ксения Евгеньевна

учитель биологии
средней школы N43
им. А.С. Пушкина
г. Ярославля

Ваш вклад в "копилку"

Возврат к списку авторов


Заглянуть в "копилку"

Методическая разработка спецкурса для учащихся 8(9) классов общеобразовательной школы "Подросток и его здоровье"

[предыдущая глава] [возврат к плану] [следующая глава]

4.4. Дискуссия "Заблуждения о здоровье"

Цель: - расширить знания учащихся по некоторым актуальным вопросам ..касающимся личного здоровья; продолжить формирование умений отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию.
За неделю до занятия учащиеся формулируют проблемы для обсуждения во время дискуссии и готовят наглядные пособия (таблицы, схемы, рисунки).
В начале занятия необходимо ознакомить учащихся с правилами ведения дискуссии (они могут быть оформлены в виде плаката и вывешены на стене). (Приложение N 3)

Возможные вопросы для обсуждения:
1. Если бы отрицательных эмоций не было, то жизнь была бы прекрасна. 2. Раздельное питание-панацея от всех бед.
3. Биологически активные добавки - это не лекарства, вреда от них быть не может.
4. О том, что жевательные резинки безвредны и даже полезны, утверждают практически все рекламодатели. Но так ли это в действительности?
5. "Ничего страшного в том, что я недосыпаю, нет" - так рассуждают многие люди. Оцените эти рассуждения.

Схема проведения дискуссии:
вводное слово учителя -> дискуссия по рассматриваемым проблемам -> подведение итогов.

После обсуждения того или иного вопроса проводится голосование цветными бумажными треугольниками: красный - согласен с утверждением; зеленый - не согласен. Желательно, чтобы во время занятия учащиеся сидели по типу "круглого стола" - лицом к лицу.

1. Вводное слово учителя:
Согласно данным ученых, здоровье людей более чем на 50% обусловлено образом жизни, на 17-20% - социальными и природными условиями и на 17-20% - наследственностью. На долю системы здравоохранения приходится около 10%.0днако, учитывая, что медицина занимается в основном лечением уже возникших болезней, а не профилактикой заболеваний, то эти данные можно распределить иным образом : 80%-образ жизни, 10%-наследственность, еще 10%-природные и социальные условия (к социальным условиям относится и состояние системы здравоохранения). Конечно, эти цифры подходят только тем людям, которые не являются пассивными созерцателями своего образа жизни, а активно его создают. Вполне возможно, что влияние природных и социальных условий в каком-либо конкретном случае, например радиации, обусловливает здоровье человека не на 10% и не на 20%, а гораздо больше. Но если человек, подвергающийся воздействию радиации, относится к этому не пассивно, а ведет такой образ жизни, который позволяет свести к минимуму эти неблагоприятные воздействия, то, естественно, процент этот будет ниже. То же относится и к наследственности. Есть немало примеров, когда люди, казалось бы, с самой неблагоприятной наследственностью за счет образа жизни восстанавливали здоровье и жили долго и активно.

Таким образом, важность правильного образа жизни не вызывает сомнений. А то, насколько он будет правильным, зависит от того, какой информацией мы пользуемся. Однако, как это ни печально, существует огромное количество заблуждений, касающихся здоровья человека. О некоторых из них и пойдет речь сегодня.

Дискуссия.
Учитывая необычность темы данного занятия, можно предвидеть лишь общие направления дискуссии.

При обсуждении вопроса об отрицательных эмоциях можно предложить провести анализ высказывания Ганса Селье: "Полная свобода от стресса означает смерть". Это говорит о том, что отрицательные эмоции так же нужны человеку, как и положительные. Какая же польза от отрицательных эмоций? Они возникают тогда, когда наша деятельность не дает нужных результатов, т.е., если отрицательных эмоций не чрезмерно много, они являются своеобразным стимулом, заставляя нас искать новые решения, идеи, подходы, методы. Психолог Литвак М.Е. сравнивает роль отрицательных эмоций в жизни человека с ролью углекислого газа в процессе дыхания (как известно, он стимулирует вдох). Однако, желательно, чтобы их было как можно меньше. Как говорит Литвак: "Отрицательные эмоции необходимы, но, как перец в пище, в небольшой дозе".

Раздельное питание в последнее время стало очень популярным, особенно после того, как о нем заявили эстрадные звезды - Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Николай Басков. Основоположником этой теории питания является американец Герберт Шелтон, проповедовавший ее в 20-е гг. XX века. Принцип раздельного питания заключается в том, что продукты разных групп не должны употребляться при одном приеме пищи, т.к. смешанная пища плохо переваривается и усваивается; сочетание различных групп продуктов вызывает неприятные ощущения, тошноту, вздутие живота, изжогу и др. симптомы.

Схема раздельного питания

Однако человек всеяден и питается смешанной пищей. Организму постоянно нужны все питательные вещества, все источники энергии - белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества. В живой клетке процессы обмена всех веществ идут одновременно и ни на мгновение не останавливаются. В этом теория раздельного питания не выдерживает критики, она не имеет научного обоснования и не должна распространяться на всех людей. Кроме того, практически не существует монопродуктов (состоящих из одного питательного вещества): чистый белок можно найти только в яйце, жир - в подсолнечном масле, углеводы - в сахаре, все остальное - уже смесь.

Проблема, затрагивающая пользу и вред жевательных резинок, может оказаться сложной для школьников, но она заслуживает внимательного рассмотрения и активного обсуждения. Проведенные американскими медиками исследования свидетельствуют о том, что существует масса побочных эффектов, связанных как с компонентами жевательной резинки, так и с ее механическим воздействием.

Побочные эффекты жевательной резинки

Механическое воздействие Компоненты жевательной резинки
1. Разрушение пломб, мостов, коронок.
2. Чрезмерное развитие жевательных мышц.
3. Инородные тела из жевательной резинки могут вызвать непроходимость трахеи, стойкие запоры или кишечную непроходимость.
1. Сорбитол - боли в животе, метеоризм, понос.
2. Масла - воспаление кожи вокруг рта.
3. Ментол (Е140.Е321)- аллергическая крапивница.
4. Сахар, сироп - кариес.
5. Лакрица - повышение АД уменьшение количества К+ в крови.

Некоторые психологи отмечают, что у детей, постоянно жующих жвачки, по сравнению со сверстни-ками значительно снижен уровень интеллекта. Объясняется это тем, что резинка не дает возможности сосредоточиться, притупляет внимание, снижает память и ослабляет процесс мышления.

3. Подведение итогов. Подсчет голосов "за" и "против" (цветных треугольников), оглашение решения - "казнить" или "миловать".

Не по всем дискутируемым вопросам возможно достижение единого мнения, но это и не входит в задачу дискуссии. Главное, что обсуждение этих проблем вызывает у подростков огромный интерес, эмоциональную готовность участвовать в научном споре, способствует умению критически оценивать разные подходы к решению проблем.

При обсуждении возможно заполнение таблицы:

Проблема Аргументы в защиту Контраргументы
     

[вверх]
Rambler's Top100