Информационная "копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания


Безух Ксения Евгеньевна

учитель биологии
средней школы N43
им. А.С. Пушкина
г. Ярославля

Ваш вклад в "копилку"

Возврат к списку авторов


Заглянуть в "копилку"

Методическая разработка спецкурса для учащихся 8(9) классов общеобразовательной школы "Подросток и его здоровье"

[предыдущая глава] [возврат к плану] [следующая глава]

Приложение 2
Каталог методических средств

ТЕППИНГ-ТЕСТ. Для проведения исследования необходимы бланки, карандаши, секундомер, протокол исследования. В качестве бланка используется лист бумаги формата А-4, на котором изображены 6 квадратов, пронумерованных по часовой стрелке:

N1 - N2 - N3
N6 - N5 - N4

Квадрат N 1 - тренировочный. Исследование состоит из двух этапов. На первом испытуемому предла-гают проставлять карандашом точки (как можно больше) в бланке правой рукой. По сигналу экспериментатора он должен переходить к расстановке точек от одного квадрата в другой по часовой стрелке. Экспериментатор подает команду "Новый квадрат" через каждые 5 секунд. Второй этап проводится на новом бланке аналогично первому, но испытуемый ставит точки левой рукой.

Для обработки результатов подсчитывается количество точек в каждом квадрате и заносится в протокол. Затем строятся графики работоспособности (PC) отдельно правой и левой рук: абсцисса - 5-секундные промежутки времени, ордината - количество точек в каждом квадрате.

Условно мы обозначим графики следующим образом: А - выпуклого типа, Б - ровного типа, В - нисходящего типа, Г - промежуточного, Д - вогнутого типов. Горизонтальная линия отмечает уровень начального темпа работы в первые 5 секунд.

На основании графика можно прогнозировать PC на занятиях. график по типу выпуклый: уровень PC испытуемого нарастает в первые 10-15 секунд работы, далее к 25-30 секунде может снизиться ниже максимального уровня. Наибольшая PC - в первой половине и середине занятия с постепенным незначительным снижением к концу.

График по типу ровный: максимальный уровень PC удерживается примерно одинакового в течение всего времени работы.

График по типу нисходящий: максимальный уровень PC снижается уже со второго 5-секундного промежутка и остается сниженным в течение всей остальной работы. Тип нервной системы - слабый. Наибольшая PC - в начале занятия с резким снижением в середине. График по типу промежуточный: уровень PC снижается после первых 10-15 секунд. Наибольшая PC - в начале занятия.

График по типу вогнутый: первоначальное снижение уровня PC сменяется кратковременным возрастанием до оптимальности (способность к кратковременной мобилизации). Наибольшая PC - в середине занятия.

2. "ПРОГРЕССИВНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ" (упражнение на напряжение и расслабление).

  1. Сжать в полную силу кулак ("что есть силы"), отпустить напряжение, почувствовать расслабление; то же - в половину силы.
  2. согнуть в полную силу кисти рук к предплечью, опустить напряжение, почувствовать расслабление: то же - в половину силы.
  3. Согнуть в полную силу руки в локтях, отпустить напряжение, почувствовать расслабление: то же - в половину силы. Учащиеся сравнивают свое состояние до и после выполнения упражнений.

3. ТАБЛИЦА-КАЛЕНДАРЬ "ЦВЕТ НАСТРОЕНИЯ"
Учащимся предлагается задание: в течение месяца ежедневно наблюдать свое состояние и отмечать в таблице его основную характеристику цветовыми обозначениями

очень хорошее настроение - красный
хорошее - розовым или красный штрих
среднее настроение - не закрашивается
плохое настроение - голубая штриховка
очень плохое - темно-синий

число 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
цвет настроения                        
число 16 17 1819 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
цвет настроения                        

Закончив наблюдение и оформив таблицу-календарь, ответить на следующие вопросы:

  • какое настроение преобладало в течение месяца?
  • что являлось причиной перемены настроения?
  • что бы можно было сделать, чтобы хорошее настроение преобладало?

4. ПРОБА К.П.БУТЕЙКО.
Можно предположить уч-ся определить состояние своего физического здоровья с помощью методики К.П. Бутейко. Для этого уч-ся раздается инструкция к работе. В течение 1 минуты они ее изучают, затем 3-4 минуты эту работу делают.

Инструкция по определению физического здоровья методом К.П.Бутейко:
- сядьте удобно, расслабьтесь
- сделайте спокойный вздох и неполный выдох
- зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд Вы сможете не дышать.

Если после задержки дыхания возникает глубокий вдох, значит проба проведена неточно. Не нужно пересиливать себя при задержке дыхания: как только захочется вдохнуть, откройте нос и дышите спокойно. Проба Бутейко оценивается так:
- более 40 сек - здоров
- от 20-40 сек - здоровье ослаблено
- менее 20 сек - имеются какие-то заболевания.

Ребятам рекомендуется записать свой результат в тетрадь, оценить его и периодически повторять пробу (2-3 раза в год).

5. НАБЛЮДЕНИЯ за своим самочувствием.
Рекомендуется проводить один раз в четверть (4 замера в течение учебного года). По результатам наблюдений в конце года может быть составлена обобщающая таблица для всей группы.

день пн вт ср чт пят сб вск
утро              
день              
вечер              
Головная боль гб,
Боль в животе б/ж,
Мышечная усталость м/у,
Плохое самочувствие -
Температура (t, град)
Боль в области сердца б/с
Хорошее самочувствие +

6. ПАМЯТКА "Правила здорового образа жизни".

  1. Отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
  2. Оптимальный двигательный режим;
  3. Рациональное питание;
  4. Закаливание;
  5. Личная гигиена;
  6. Положительные эмоции.
  7. АНКЕТА "Ваше отношение к наркотикам" (проводится анонимно)
    1) Что такое наркомания: болезнь, вредная привычка или преступление?
    2) Почему подростки употребляют наркотики? Есть ли у них оправдания?
    3) Чай, кофе, сигареты, пиво - это наркотики?
    4) Как ты относишься к наркоманам: ненавидишь, равнодушен или жалеешь?
    5) Приведите самый сильный (по вашему мнению) аргумент в пользу отказа от наркотиков.

По отношению к наркотикам формируются 3 группы:
1. Употребляющие и сочувствующие - интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении без наличия зависимости. Употребление наркотиков считается признаком независимости. Среди членов этой группы много лидеров.
2. Радикальные противники - "сам никогда не буду и не дам гибнуть другу". Многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.
3. Не определившие своего отношения к наркотикам - значительная их часть может начать употребление под влиянием друзей.


[вверх]
Rambler's Top100