Информационная "копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания
Ошмарин Александр Петрович
Может ли школьник заниматься научно-исследовательской работой? Ответ на этот вопрос однозначно положительный. Да, может, причем довольно успешно. Результативность такой работы будет заключаться не только в возможной новизне полученных результатов, но, самое главное, в возможно более раннем выявлении юных талантов, раскрытии склонности к научному творчеству, определении направления будущей научной деятельности. Придя в высшее учебное заведение, юный исследователь не будет попусту расходовать время на ориентировку в огромном количестве научных направлений, поиск научной темы и руководителя, а, возможно, будет заниматься почти тем же, что делал в школьном возрасте, только на более высоком уровне. Иными словами, переход на ступень высшего образования для него будет почти безболезненным. В организации научного творчества школьников в г. Ярославле накоплен уже достаточно большой положительный опыт. Научные конференции школьников проводятся в г. Ярославле с 1995 года. Инициатором их проведения стал Ярославский городской научно-педагогический центр Управления образовании мэрии. На протяжении этих лет популярность конференций непрерывно растет, в них принимает участие все большее число школьников. Например, во второй научной конференции в 1996 г. на 12 секциях было представлено 190 докладов, в третьей в 1997 г. уже 273, а в четвертой в 1998 году — 284 обычных доклада и 23 стендовых, причем впервые был применен предварительный отбор докладов. Растет и число организаций-учредителей. Если в начале это были Ярославский городской научно-педагогический центр Управления образовании мэрии, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского и ЯрГУ им. П.Г. Демидова, то последнюю конференцию курировали уже более 10 организаций. С 1998 года конференция вышла за рамки не только города, но и области и получила Российский статус и именуется сейчас “Российская научная конференция школьников “Открытие”. Ее учредителями стали все вузы г. Ярославля (кроме военных и частных), а также МГУ им. Ломоносова и Московский физико-технический институт, а среди участников (правда, пока только стендовых сообщений) школьники из Москвы, С-Петербурга, Ростова-на-Дону, Оленегорска, Волгодонска, Ставрополя, Бугуруслана, Новочеркасска и даже из Приморского края, Мурманской области и Ямало-Ненецкого АО. Школьники из Рыбинска, Углича и других населенных пунктов Ярославской области участвовали в конференции очно. Широкой популярности конференции способствует и то, что ее победители пользуются некоторыми льготами при поступлении на большинство специальностей ярославских вузов. Заметно растет и качество представляемых докладов. Среди них на последней конференции почти не было слабых и реферативных работ, они отсевались на предварительном этапе отборочной комиссией. Наиболее высоким научным уровнем, несомненно, обладали доклады, сделанные в рамках Ярославской городской программы “Открытие” для старшеклассников, ориентированных на интеллектуальную деятельность и научное творчество. Безусловно, это связано с тем, что научными руководителями или консультантами этих докладов являются преподаватели ярославских вузов, работающие по данной программе. Некоторые научные направления конференции целиком обязаны своим появлением программе “Открытие” (это относится, например, к секции психологии). Одним из доказательств высокого научного уровня докладов, представляемых на конференцию “Открытие” является то, что ее отдельные участники на протяжении двух лет успешно выступают на Всероссийских научных конференциях школьников и молодых исследователей “Шаг в будущее”, проводимых в Москве на базе МГТУ им. Баумана, МГУ им. Ломоносова, МГТА им. Косыгина. Например, в 1998 году в 5 конференции участвовало 6 школьников из Ярославля, прошедших отборочный тур на конференции “Открытие”. Из них стали лауреатами четверо (1-е место по секции “Социология и инженерная психология”, два вторых места соответственно по секциям “История и этнография” и “Искусство бизнеса и экономического управления”, третье место по секции “Современные физико-технические системы”. К сожалению, на эту конференцию, ориентированную прежде всего на естественные науки и технику, не смогли попасть многие весьма достойные доклады в этих областях, в основном по причинам чисто финансового порядка. Таким образом, ярославские школьники вполне достойно представляют свою область на всероссийских научных конференциях. Рекомендации составлены на основе стандартов, принятых в естественных науках, главным образом, в биологии, на опыте уже состоявшихся научных конференций “Открытие”. [вверх] |