Информационная "копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания


Ошмарин Александр Петрович

г.Ярославль
кандидат биологических наук
доцент кафедры зоологии Государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского

Ваш вклад в "копилку"

Возврат к списку авторов


Заглянуть в "копилку"
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рекомендации для учителей, педагогов дополнительного образования и школьников
[возврат к плану]
Статистическая проверка результатов исследования по методу c 2 (хи-квадрат)

Рассмотрим применение статистического метода хи-квадрат на примере генетической задачи.

Решение вопроса о том, случайно ли отклонение фактически полученного расщепления потомства при скрещивании от теоретически рассчитанного, возможно только с применением методов статистики. Самым простым и удобным методом является критерий хи-квадрат, предложенный английским математиком К. Пирсоном в 1900 году. Его суть сводится к расчету некоей величины c 2 и ее дальнейшей оценке. Расчет осуществляется по формуле:

где S — знак суммы, q — теоретически ожидаемое число особей с определенным признаком, d — отклонение фактически полученных данных от теоретически ожидаемых для каждого класса (p – q).

В процессе расчетов сначала высчитывают отклонение (в ту или иную сторону) фактического расщепления по каждому классу от теоретически рассчитанного. Например, при моногибридном скрещивании из общего числа в 100 полученных горошин теоретически рассчитанное по предполагаемой формуле расщепления 3 : 1 число зеленых горошин = 25, желтых = 75, фактически получено 23 зеленых и 77 желтых горошин. Следовательно, отклонение по зеленым горошинам составляет –2, по желтым +2 (сумма всех отклонений должна равняться нулю).

Затем каждое отклонение возводят в квадрат (d2, в данном случае 2 х 2 = 4) и делят его на теоретически ожидаемое число (q, в данном случае на 25 и 75). Затем все частные суммируют и получают величину c 2 (в нашем примере 4/25 + 4/75 » 0,213).

Оценку величины c 2 проводят по таблице Фишера:
  Вероятность (Р)
Число степеней свободы (n) 0,1 0,05 0,025 0,01
1 2,71 3,84 5,02 6,63
2 4,61 5,99 7,38 9,21
3 6,25 7,81 9,35 11,34
4 7,78 9,49 11,14 13,2
5 9,24 11,0 12,83 15,0

В этой таблице вероятность (Р) — числовая мера возможности появления случайного события, заключенная между нулем и единицей. При Р = 1 событие считается достоверным, то-есть единственно возможным, при Р = 0 оно оказывается невозможным, при 0 < Р < 1 — случайным или возможным с разной степенью вероятности. При Р = 1 наблюдалось бы полное соответствие теоретически рассчитанных и экспериментальных данных, но это практически невозможно. Поэтому необходимо принять уровень значимости, при котором отклонением можно пренебречь и принять нулевую гипотезу. В биологических исследованиях обычно принимают 5%-ный уровень значимости, которому отвечает вероятность Р = 0,05. Она говорит о том, что если сравниваемые величины отличаются случайно, то значение хи-квадрат, указанное в таблице, может появиться только в 5 выборках из 100 подобных. Значит, если рассчитанный нами показатель c 2 будет равен или больше указанного в таблице в колонке 0,05, это означает, что различия между сравниваемыми величинами нельзя считать случайными, и нулевую гипотезу следует отвергнуть. Вероятность 0,01 говорит о том же, только появление значения хи-квадрат, указанного в таблице, возможно лишь один раз на 100, т.е. еще более редко. Нулевая гипотеза подтверждается, если рассчитанное значение c 2 меньше табличного для данной вероятности.

Наконец, что такое число степеней свободы? Это число независимо рассчитанных теоретически ожидаемых величин. В рассматриваемом примере рассчитаны две теоретически ожидаемые величины (число желтых и зеленых горошин). Однако если рассчитать число горошин с рецессивным признаком, то число горошин с доминантным признаком определяется автоматически (в 3 раза больше), оно зависит от числа горошин с рецессивным признаком (и наоборот). Следовательно, в данном случае число независимо рассчитанных величин равно единице. Это и есть число степеней свободы. В общем виде число степеней свободы при анализе расщепления всегда равно числу различных классов минус единица.

Критерий хи-квадрат дает надежные результаты, если объем выборки более 50, а теоретически ожидаемые частоты в классах не менее 5.



[вверх]
Rambler's Top100