Информационная "копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания
Ошмарин Александр Петрович
Любая обработка первичных научных данных сводится к концентрации информации в максимально сжатом виде. Обычно результаты опытов или наблюдений можно представить в виде таблиц, графиков, схем и диаграмм, которые позволяют легко заметить определенные тенденции, закономерности. Первое, что обычно делают, это сводят полученные результаты в таблицы. С таблицами гораздо удобнее работать, чем с первичными записями данных. Поясним сказанное на примере. Допустим, изучалась скорость роста растений какого-либо вида. В определенный день после посева появились проростки, затем у растений через некоторые промежутки времени измерялась высота стебля — у каждого в отдельности, разумеется. Первичные данные выглядят так: 5-й день: 24 мм, 27 мм, 19 мм, 21 мм, 25 мм 10-й день: 28 мм, 32 мм, 22 мм, 26 мм, 25 мм В итоговой таблице это будет выглядеть иначе:
По данным таблицы легко построить графики роста каждого из подопытных растений; кроме того, можно построить обобщенный график на основе подсчитанных средних высот стебля. Другой пример. Изучалась размерная структура популяции улиток, то-есть выяснялось, какой процент популяции составляют улитки каждого размера. Для этого было измерено огромное количество экземпляров определенного вида моллюсков. Как сконцентрировать эти данные. Для этого близкие значения высоты раковины группируют в классы. При этом надо помнить, что классов должно быть не более 6-7, величина классов должна быть одинаковой и границы классов не должны перекрываться, то-есть если значение высоты раковины совпадает с граничным значением класса, оно должно быть отнесено только в один класс. Выглядит это так:
Графически такие данные обычно изображают в виде столбчатой гистограммы:
В тех случаях, когда речь идет о доле чего-либо от целого, удобнее всего изобразить полученный результат в виде секторной диаграммы. График, гистограмма и секторная диаграмма — наиболее популярные способы графического изображения результатов исследования, хотя, конечно, существуют и используются и многие другие способы. Работа с таблицами, графиками, диаграммами нужна не только для того, чтобы представить материал читателю. Она помогает самому исследователю посмотреть на материал с новой стороны, глубже вникнуть в существо данных, сделать новые выводы. После обработки данных можно приступать к оформлению результатов в форме научного отчета, статьи, доклада и т.д. Обычно первичным является отчет. [вверх] |