Информационная "копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания
Ошмарин Александр Петрович
Любая деятельность начинается с постановки цели. Цель научного исследования должна быть по-возможности сформулирована как можно более четко. Исследование с расплывчатой, неконкретной целью, как правило, никогда не приводит к достоверным результатам. Поэтому простые наблюдения за каким-либо предметом или явлением (например, за рыбками в аквариуме, за муравейником, за кошками, воронами и т.д.) могут лишь дать почву для размышлений о постановке цели научного (или почти научного) исследования. После таких наблюдений надо дать ответ на вопрос: а что же можно нового или интересного выяснить о наблюдаемом объекте? Например, как зависит двигательная реакция аквариумной рыбки гуппи от температуры или химического состава воды? Или: чем отличается суточный ритм жизни муравейника весной и осенью? И т.д. Интерес к теме часто вырабатывается путем простых наблюдений. Ведь в принципе все проявления жизни интересны, и обычно нам неинтересно то, чего мы не знаем. Таким образом, первое условие — цель исследования должна быть конкретной и интересной. Второе условие — цель должна быть доступной. Например, при невозможности или неумении использовать сложное оборудование не следует выбирать тему, которую выполнить без него будет невозможно. Не стоит связываться также с такой работой, которая требует специальных знаний и навыков, скажем, в объеме курсов высшей школы. Третье условие — новизна и актуальность работы. Работа должна быть интересна не только самому исполнителю, но и достаточно широкому кругу людей, как ученых, так и неспециалистов. Выбрать такую тему довольно трудно, здесь надо хорошо разбираться в современном состоянии науки и научной отрасли, в которой ведется работа. Понятно, что без консультации опытного специалиста здесь не обойтись. Новизна работы — не обязательно крупное научное открытие, его трудно сделать, не окончив хотя бы среднюю школу, хотя исключать такое нельзя. Новым может быть, например, анализ уже известных научных фактов, переоценка их автором работы, новое решение уже известной научной задачи, постановка нового эксперимента. Новизна такого типа как раз характерна для молодого ума, не закомплексованного устаревшими научными догмами и образами. Однако помните, что новизна не должна быть самоцелью работы, а логическим следствием ее сути. Четвертое условие — практическая ценность. Это условие иногда бывает не совсем обязательным для чисто теоретических или реферативных работ, однако написать хорошую теоретическую работу может только специалист высокого класса, например, кандидат наук или профессор. Такая работа обычно представляет собой итог многолетних исследований в какой-то области и обобщает как свои собственные научные труды, так и труды множества других ученых. Написать хороший интересный реферат тоже очень непросто, так как он отличается от чисто теоретического исследования только тем, что обобщает достижения других ученых в какой-либо области науки. Браться за реферат в школьном возрасте рановато. Поэтому лучше сделать небольшую, но законченную работу по какой-либо конкретной теме, скажем проблеме загрязнения близлежащего пруда, реки, или какого-либо другого природного объекта, выяснить источники загрязнения и предложить рекомендации по его очистке и охране. И наконец, несколько замечаний напоследок. Как показывает опыт, иногда школьники берутся за написание работы по таким глобальным проблемам, как сущность жизни или ее происхождение, сущность человека, пытаются открыть универсальное средство, скажем, против рака, решить глобальные экологические проблемы. Конечно, такие попытки стоит делать, но всегда надо иметь в виду, что подобные глобальные проблемы волнуют человечество со времен Аристотеля и даже раньше, и быть первооткрывателем здесь невозможно. Еще труднее здесь избежать возможности стать посмешищем для серьезных специалистов, причем такая опасность иногда подстерегает даже опытных ученых. Поэтому помните, что все общие проблемы начинаются с частных, и начинающему исследователю гораздо полезнее начать именно с них. [вверх] |