|
|
Задача любой науки - предвидение и польза.
Д.И.Менделеев
Дорогие ребята!
Представляем Вам уже традиционную химическую викторину. Предложенные вопросы викторины позволят вам глубже заглянуть в историю химии, а также еще раз убедиться в важности этой науки в нашей жизни.
При ответах на вопросы, просим: отвечать кратко, лаконично (команд много, а ответ от нас Вы ждете быстро!),
Ваши ответы должны следовать в том же порядке, что и наши вопросы.
В том случае, если у Вас не будет ответа на вопрос, делайте прочерк.
Все это поможет нам быстро справиться с проверкой Ваших ответов.
За правильно оформленный список литературы команда может дополнительно заработать 10 баллов.
Задания разделены на 2 возрастные категории: 8-9 и 10-11 класс.
1. Еще при Иване Грозном иностранцев поражало обилие золотых изделий при царском дворе (на пирах блюда подавались в посуде из литого золота), а также раззолоченные палаты.
- Когда в России началась масштабная добыча золота?
- В каком году и где была найдена платина?
- К изучению уральских платиновых руд были привлечены известные иностранные ученые (назовите три фамилии), а открытие сделал скромный российский профессор.
- Кто этот профессор и какое открытие он сделал?
Цена вопроса 10 баллов.
2. В средневековье мифический дух гор, зловредный карлик с огненными глазами, по преданиям, часто забирался в рудники, крал серебряную руду и подбрасывал взамен другую, очень похожую, из которой, однако, серебра не получалось. Эта руда, а вслед за ней и металл, который был выделен в XVIII веке названы именем подземного духа. Как называется этот металл? Цена вопроса 3 балла.
3. Каким образом можно наблюдать за ростом кристаллов гипса CaSO4·2H2O и PbSO4? Опишите эти опыты. Приведите уравнения реакций, которые вы осуществили. Какие выводы вы можете сделать на основании наблюдений? Цена вопроса 6 баллов.
4. Кому принадлежат слова, приведенные в книге «Химик-скептик»: «Я привык рассматривать мнения, как монеты. Когда мне в руки попадает монета, я обращаю гораздо меньше внимания на имеющуюся на ней надпись, чем на то, из какого металла она сделана». Какими работами в химии знаменит этот ученый? Цена вопроса 5 баллов.
5. А для этого ученого справедливо изречение Л. Больцмана, ставшее афоризмом: «На свете нет ничего более практичного, чем хорошая теория». В 1808 году этот ученый писал: «Во всех химических исследованиях справедливо считалось важным делом установление относительных весов простых тел, которые составляют соединение. Но, к сожалению, исследование на этом кончалось». Кто этот ученый? Что он создал? 1803-1810 гг. – вершина научной деятельности этого ученого. Что он сделал в эти годы? Цена вопроса 6 баллов.
6. Назовите фамилию химика, фамилия которого происходит от названия профессии «адвокат» на итальянском языке. Приведите его полное имя, перечислите главное заслуги в развитии теоретических представлений в химии. Цена вопроса 7 баллов.
7. Творческое задание. Придумайте рассказ (сказку или стихотворение) о веществах, которые имеются на вашей кухне. Какие безопасные химические опыты по теме «Кислоты и основания» вы могли бы проделать, не прибегая к помощи школьной лаборатории? Пришлите описание двух - трех опытов, которые вы могли показать своим младшим братьям и сестрам… за чашкой чая. Цена вопроса 13 баллов.
1. Знаменитый русский химик Н.Н. Зинин работая с азобензолом и сернистым аммонием приготовил «желтоватые серебристые кристаллы в виде перисто соединенных иголочек», которые при хранении постепенно становились «интенсивно темными». Зинин обработал особым образом это вещество и получил «ослепительно белые серебристые чешуйки». Что сделал Зинин с веществом, чтобы его очистить и предотвратить от окисления? Каков был результат?
Какими превращениями связаны все упомянутые вещества и нитробензол? Какие еще вещества можно включить в эти схемы?
Цена вопроса 10 баллов.
2. Метод добывания из растений яблочной, щавелевой и прочих кислот разработал химик, о котором Дюма сказал, что … «не мог прикоснуться к какому-либо телу, без того, чтобы не сделать открытия». Этот химик также открыл газ и назвал его «огненным воздухом». Кто этот химик? Какой метод выделения кислот он использовал? Как был немного позднее назван «огненный воздух» и кем? Цена вопроса 7 баллов.
3. Известный химик Д.П. Коновалов, прослушав речь…. С изложением основ электронно-ионной теории воскликнул: «Да Вы, батюшка, собственными глазами видите эти ваши электроны!» Какому русскому химику были обращены эти слова? Где вы применяете теорию, созданную этим химиком? Идеи этой работы были опубликованы в руководстве по неорганической химии, изданном в Екатеринославе. Цена вопроса 6 баллов.
4. В 2004 году исполнилось 145 лет со дня рождения лауреата Нобелевской премии по химии, о котором другой русский лауреат Нобелевской премии сказал по поводу его открытий: «Эти его открытия относятся к числу таких, которые составляют базу современной химии». Назовите фамилии этих ученых. О каких открытиях шла речь? Цена вопроса 6 баллов.
5. Какие ученые – «мушкетеры физической химии» защищали теорию, созданную лауреатом Нобелевской премии (см. предыдущий вопрос), в том числе и от таких крупнейших ученых как Д.И. Менделеев, Д.П. Коновалов и Н.Н. Бекетов в России? Один из «мушкетеров» - автор теории, которую приходилось защищать. Цена вопроса 6 баллов.
6. Какова роль в химии двух других «мушкетеров»? Какое открытие сделал один из этих мушкетеров в области теоретических представлений органической химии? Заслуги всех трех химиков были столь велики, что все они являются лауреатами Нобелевской премии. Цена вопроса 4 балла.
7. Творческое задание. Для чего предназначен этот прибор? Можно ли этот прибор сделать более безопасным, так как он рассчитан на высокое напряжение? Каким образом? Пришлите свои предложения, рисунки, описание выполненных на своем приборе опытов. Цена вопроса 11 баллов.
Со всеми вопросами обращайтесь:
E-mail chemproject@edu.yar.ru
тел:(0852)328891, 302962
Калебина Мария Михайловна
|
|
|