Уважаемые участники викторины! Благодарим вас не только за дружную работу, но и за то, что вы не покидаете наш сайт и из года в год мы встречаемся с постоянными участниками викторины.
Поскольку на период проведения олимпиады некоторые участники изучали химию только год с небольшим, мы постарались это учесть и не выходить за рамки вашего знакомства с химией. Воздух, его составные части и исследования воздуха - вот темы некоторых вопросов. Но олимпиада предполагает участие тех, кто любит химию, интересуется и читает намного больше того, что написано в школьном учебнике, что собственно мы и обнаружили это в ваших ответах.
Вопросы и задания |
Ответы |
1. Найдите соответствие между годом научного открытия и автором открытия: 1) 1766, 2) 1777, 3) 1782, 4) А. Лавуазье, 5) Г. Кавендиш. Эти открытия привели к изобретениям в воздухоплавании. Назовите эти открытия. |
1.
1) 1766 - 5) Г. Кавендиш (открытие водорода, определение его плотности);
2) 1777 - 4) Лавуазье (кислородная теория горения);
1782 - 5) Кавендиш (получение воды из водорода и кислорода). Ходаков, с. 65
Пояснения, лучший ответ
|
2. "Вследствие того, что математическая часть химии основана главным образом на таких телах, которые представляют собой невидимые вещества или элементы, и потому, что эта наука обсуждает объемные соотношения между ними, я не мог найти более короткого и более подходящего названия, чем..., происходящее от греческих слов στοιχετογ и μέτσειγ первое означает что-то вроде "невидимый", второе - измеряю, а все в целом поиски….." Может быть вы вставите недостающие слова? Кому принадлежат эти слова? Как называлась эта книга? |
2. Рихтер:
1) стехиометрия,
2) объемных соотношений… (История аналит. Химии, 79)
Пояснения, лучший ответ
|
3. В 1772 г. Д. Пристли провел следующий опыт: под опрокинутый в воду колокол, после того как в нем погасла свеча, он вводил ветки мяты, а спустя несколько дней помещал под колокол горящую свечу. Свеча продолжала гореть. Повторенный через некоторое время опыт не удался Пристли. Почему? Опыт проводился не только со свечой, но и с .... |
3.
1. Животные используют атмосферный кислород для дыхания, превращая его в СО2, а растения, питаясь им, вновь освобождают кислород.
2. С мышкой (вместо свечи).
Пояснения, лучший ответ
|
4. Что объединяет этих героев: Амирани и Прометея? |
4. Мифы о похищении огня Прометеем в Греции и Грузия.
Пояснения, лучший ответ
|
5. Когда возникает "электрический запах" и чем он объясняется? Приведите уравнение образования этого "запаха". |
5. Удары молний ("Илиада" Гомера, вблизи работающих электрических машин, при электролизе воды у одного из электродов. В 1840 году было доказано, "электрический запах" принадлежит озону ("озейн" - пахнуть).
3О2 ↔ 2 О3 - 290 кдж
Пояснения, лучший ответ
|
6. В 1719 г было издано экспериментальное исследование, а один из описанных там опытов выглядит так, как изображено на рис. 1. Что иллюстрирует этот рисунок.
|
6. Ответ дает название исследования: "Сделать воздух видимым и достаточно осязаемым, чтобы его отмерять пинтами и любыми другими мерами, как захотят, и сделать струи воздуха столь же видимыми. как струи воды".
Пояснения, лучший ответ
|
7.
"Я - дым плавильных печей.
И страшно ядовитый дым.
Но я теряю яд
Через искусство и сноровку.
И тогда несу помощь людям и животным.
Применяй лишь меня правильно и с вниманием,
И ты получишь через меня добрую защиту.
И все же я яд и останусь ядом,
Пронзившим немало сердец".
О каком веществе здесь говорится? Каков алхимический символ этого элемента?
|
7. "Триумфальная колесница сурьмы" Валентина (алхимик).
Волк.
Ходаков. С.252
Пояснения, лучший ответ
|
8.Какой металл в виде тонких листочков просвечивает синим и зеленым цветом, а в отраженном свете цвет меняется. На какой? |
8.
1. Золото.
2. На желтый.
Пояснения, лучший ответ
|
9. Традиция связывать металлы с планетами отразилась в названиях этих металлов от названий только что открытых двух астероидов… Приведите названия астероидов и металлов. |
9.
1- Цереры и Паллады.
2- церий и палладий
Пояснения, лучший ответ
|
10. Французский химик по окончании горного института поехал в южную Америку к Боливару. Участвовал в его походах в качестве офицера и исследовал природные богатства этой страны с помощью своей походной лаборатории, которую раскидывал даже в кратерах действующих вулканов. Он установил коэффициент ассимиляции растениями и соотношение между СО2 и выделяющимся газом, что в 1870 году было описано уравнением. Кто этот химик? Приведите уравнение реакции, о котором здесь говорится и кто это уравнение вывел? |
10.
1. Жан Батист Буссенго
2. СО2 + Н2О → СН2О +О2
3. Адольф Байер.
Пояснения, лучший ответ
|
Творческое задание: Составьте краткую презентацию (от 10 до 15 слайдов) о развитии химической промышленности в вашем крае. Презентация должна содержать исторические моменты от зарождения до сегодняшних дней. Обязательно указать химиков-организаторов или ученых, принимавших активное участие в создании химических заводов, научно-исследовательских институтов. Составьте анкету на основании вашей работы и попросите одноклассников ее заполнить. Пришлите эту анкету с ответами нам. |
Выделим наиболее интересные творческие работы:
Ярославль и Ярославская обл. - 7х53, 7х60, 7х87
Красноярский край - 7х108, 7х233
Республика Беларусь - 7х145
Челябинск - 7х31
Республика Мордовия - 7х102
Вологда - 7х173.
Пояснения
|