Правильные ответы на задания литературного состязания 9 класс
а) А.С. Грибоедов "Горе от ума";
б) Д. Фонвизин "Бригадир";
в) В.А. Жуковский, баллады.
а) Метель, Бесы
б) Барышня-крестьянка
в) Пиковая дама
г) Станционный смотритель
д) Дубровский.
а) Их превосходительства: Чу!, Старушка, Кассандра, Громобой, Эолова арфа, Светлана, Ивиков журавль - псевдонимы участников "Арзамаса".
б) А.С. Шишков, Д.И. Хвостов, Г.Р. Державин, И. А. Крылов - "Беседы любителей русского слова".
в) слов сухие листья, жабры рифм, железки строк, по выбору учащегося (напр., тина слов).. - метафора.
г) нарядная печаль, веселье горя, милое мученье, по выбору учащегося (напр., труп живой).. - оксюморон.
- Варианты ответов учащихся могут быть различны как по количеству названных произведений, так и по качеству анализа. Приведем пример.
В "Пиковой даме" А.С. Пушкина важную роль играют тройка и семерка (магические числа). Здесь явно фольклорное начало (Да и в сказках Пушкина: тридцать лет и три года, троекратное закидывание невода в "Сказке и рыбаке и рыбке", семь богатырей в "Сказке о мертвой царевне", трое женихов Людмилы в балладе "Руслан и Людмила"). В тексте "Пиковой дамы" число карт равно трем; Чаплицкий проигрывает триста рублей; три служанки окружают графиню в будуаре; одевается она по моде 1770-х; ей 87 лет; Дарья Петровна умерла 7 лет назад и т.д. - все элементы, работающие на создание тонкой символики повести. Большинство чисел отмеряют время, то есть, связаны с бинарностью идеи жизни/смерти.
14 - номер страницы, которую силится одолеть Манилов в поэме "Мертвые души", знак мнимой образованности героя. ....
Сюжетно и композиционно стихотворение А.А. Фета напоминает знаменитое стихотворение А. С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье". Возможно, наличие у Фета музыкальной темы связано с романсом на стихи Пушкина. Сходна трехчленная композиция: воспоминание о прекрасном мгновении - годы одиночества - новая встреча.
В тексте Пушкина на каждый элемент композиции приходится по две строфы, все части оказываются гармонично уравновешены, а в тексте Фета Расставание редуцировано до одной начальной строки третьей строфы. Расставание оказывается принципиально неважным для лирического героя, захваченного эмоцией, музыкой, любовью - стихией.
В стихотворении Пушкина практически нет примет внешнего мира. У Фета явно романтический антураж: ночь, луна, сад, рояль, музыка.
Среди наиболее характерных для стихотворения Пушкина тропов и фигур можно отметить эпитеты и метафоры (чудное, мимолетное, безнадежной, нежный... гений чистой красоты (позаимствованный у Жуковского), ...). У Фета эпитеты более традиционны (томительные, скучные), как и сравнение струн рояля с сердцами - скорее напоминают романтический штамп нежели являются индивидуально-авторскими.
Большую роль в текстах играют повторы. В тексте Пушкина они "рифмуют"1 и 5 строфы (идея обретения утраченного), противопоставляют (отрицанием) 4 и 6 строфы (утрата и воскрешение). Повторы с трансформацией объединяют 2 и 3 строфы (милые - небесные (удаление, идеализация)). Таким образом, в стихотворении Пушкина все строфы оказываются связанны сложным рисунком повторов и подготавливают "воскрешение" лирического героя. У Фета система повторов проще и объединяет 2 и 3 (трансформация строки, градация (любовь=жизни)) , 2 и 4 (соединение прошлого и настоящего) строфы. Пушкинское стихотворение более сложно с точки зрения композиции и тропов, Фет в стихотворении использует романтическую поэтику для показа интенсивности чувств героя.
|