Волшебник родниковой воды :  

...Родники вы мои, родники,

Цвет небесный, серебряно-синий.

Если будут звенеть родники,

Будет биться и сердце России.

Олег Газманов


Команды:

Родник-2, Волковыск (Беларусь), гимназия N 1.
Мудрые Совята, Переславль-Залесский, Ярославская обл., экоклуб "Серая сова".
Мистер Пропер, г. Ростов, Ярославская обл., Ростовская гимназия.


Мистер Пропер, г. Ростов, Ростовская гимназия, Ярославская обл.

Команда ребят из 2 класса Ростовской гимназии реализовала свой план очищения водоемов в виде необычной игры.

В первой четверти 2004/05 учебного года во 2 "Г" классе Ростовской гимназии имени А.Л.Кекина прошла экологическая игра "Кто в озере живет?".

Цели игры были следующие:

  • познакомиться с обитателями дома-озера;
  • узнать, как озерные жители связаны друг с другом (растения - пища и дом для животных, одни животные едят других и т.п.);
  • обсудить, что произойдет в озере, если исчезнут растения? Щуки? Другие жители?
  • обсудить, какое животное больше всего понравилось? Где оно живет: только в воде или в воде и на берегу? Почему именно в озере? Где у него квартира: на берегу или на дне? Чем или кем оно питается? Где прячется и для чего?
  • Обсудить в классе и дома с родителями, что будет, если в озеро люди начнут бросать мусор? Мыть в нем машины? Стирать белье? Понравится ли это его обитателям? Что они будут делать? (Например, жук-плавунец, утки могут улететь,
    а вот рыбам, улиткам и другим водным животным придется несладко, многие из них могут погибнуть.)

Детям были предложены такие задания:

  • нарисовать свое озеро и составить рассказ о его жителях;
  • нарисовать наиболее запомнившееся растение и животное, которое ребенок видел на озере;
  • поиграть в игру: "Кто вспомнит больше обитателей озерного дома";
  • нарисовать фантастическое животное, обитающее в озере и рассказать о нем (главное условие - чтобы оно было приспособлено к жизни в воде: плавало, как-то питалось и т.п.);
  • придумать и изобразить серию знаков, которые помогут сохранить водоем и его обитателей.

Первое, что мы сделали, из литературы познакомились с нашим озером Неро.

Озеро Неро - обширный мелководный водоем, напоминающий в плане огромную грушу, вытянутую к северу. Площадь более 50 кв.км, максимальная глубина 3-4 м. Берега открытые, отлогие, низменные.

В Неро впадает более 15 речек и ручьев, а вытекает из него лишь одна река - Векса.

На озере несколько островов. Самые крупные из них Городской и Левский.

Наше озеро Неро никогда не отличалось своими глубинами. Известно, что в Ростов приезжал молодой царь Петр, чтобы начать строительство кораблей на озере Неро. Но мелководье не пригодно для плавания кораблей. Петр назвал его "грязной лужей", а корабли стал строить на Плещеевом озере.

О нашем озере существует много легенд и преданий. Одно рассказывает о подземном ходе, который вырыли монахи под озером, другое - о том, что на дне озера во времена нашествия монголо-татар жители Ростова спрятали все драгоценности на дно озера. Золотого клада как никто и не нашел, но в озеро есть другой, не менее ценный клад - сапропель.

Сапропель (озерный ил) - очень ценное удобрение. Озеро Неро - огромная кладовая сапропеля.

Затем мы совершили экскурсию на теплоходе "Ростов Великий" по озеру, еще раз от экскурсовода услышали историю нашего озера и услышали легенды о нем.


Нам захотелось узнать о жителях нашего озера.

Ребята стали расспрашивать родителей, искать материал в книгах. Мы много узнали интересного. Обо всем этом они поделились с одноклассниками на уроках окружающего мира.

На третьем этапе детям пришлось пофантазировать. Им надо было придумать фантастическое животное, которое обитает в озере.

Вот что из этого получилось.


Бокарев Никита "Нерское чудовище"

"Нерское чудовище" живет на дне озера Неро. На поверхность поднимается редко. Дышит жабрами, тело покрыто чешуей. Несмотря на свой угрожающий вид, очень добродушное и любопытное животное. Питается вредными насекомыми, а также пропускает через себя воду, как бы фильтруя ее. Таким образом, это "чудовище" приносит озеру пользу. В будущем можно его приручить и заставить катать туристов по озеру.


Клишин Саша "Утколап"

Утколап - земноводное. Лапы широкие, не проваливается в ил. Плавает с помощью плавников-ласт. Питается растениями и тиной. Очищает озеро. Неагрессивный. Легко приручается. Зимой зарывается в сапропель и впадает в спячку.

Согласно легенде в нашем озере жил морской дьявол. Он держал в страхе весь народ. Рыбацкие лодки вместе с рыбаками исчезали бесследно. Люди, думая, что задобрят чудовище, приносили ему в жертву своих дочерей-красавиц и домашний скот. Но они заблуждались. Люди продолжали пропадать. Они решили убить чудовище. Заманили его ближе к берегу и облили горячей смолой.


Коробов Саша "Бракуал", "мрик", "щур", "зры".

Бракуал - животное хищное. Вес от 1 кг до 3 тонн. В воде ест рыбу, только размером меньше, чем сам. На суше ест мышей. Может быть на суше 1 час, если до этого был в воде 25 минут.
Мрик - животное из нашего озера. Вес от 50 г до 28 кг. Питается илом и водорослями. Очищает воду.
Щур - животное хищное. Вес от 70 г до 20 кг. Ест рыбу меньше себя. На щуку нападать не собирается, потому что щука - ближайший родственник.
Зры - живет в воде и на суше. Вес от 3 г до 5 кг. В воде ест маленьких рыбешек, на суше - траву.

Ребята придумали и нарисовали серию знаков, которые помогут сохранить водоем и его обитателей. Таким образом, они стали настоящими Рыцарями родников.

В ходе игры ребята исследовали местность своего края и открыли много родников. Прочитайте рассказ о том, как это произошло.

Юные экологи исследовали местность своего края и выявили основные источники загрязнения водоемов, а также попытались решить эту проблему уникальным способом!

Благодаря этой игре, мы стали больше знать о нашем озере, его обитателях, по иному стали смотреть на проблему экологии. Мы точно будем мусорить ни на берегу озера, ни во время прогулок по его водной глади, а если увидим, что кто-то хочет это сделать, то не дадим.

В конце мая нам наша учительница Андреева Эльвира Валентиновна рассказала о проекте Волшебников родниковой воды. Она обратилась в отдел по экологии и познакомила нас с родниками, которые находятся в нашем Ростовском районе. Мы сходили на родник в поселок Варницы, который находится на территории Троице-Варницкого монастыря, родине преподобного Сергия Радонежского. Около источника установлен деревянный крест. По преданию здесь родители преподобного Сергия варили соль и снабжали ею всю Ярославскую губернию. Оказывается, все проживающие в Варницком монастыре паломники-богомольцы приходят сюда обмыться, окунуться в соленые воды источника.

Территория находится в порядке, за ней следят монастырские люди.

Родник у деревни Варницы в Ростовской низине, заросшей луговой растительностью, в 50-70 метрах от шоссе. Родник считается святым, около него поставлен крест Сергия Радонежского. Родник представляет собой углубление в грунте 1,5х1,5 метров. Родник используется как купальня, в одну из стенок прикреплена железная лестница, по которой осуществляется погружение для излечения разных болезней.

Варницкий родник - уникальный в Ярославской области. Температура воды 29 мая 2005 года 12?. Зимой не замерзает. Воды хлоридно-сульфатные, высокой минерализации (15961 мг/л) очень жесткие (76,80 ммоль/л). По содержанию солей первое место занимают хлориды 6148 мг/л, затем сульфаты 1797,0 мг/л, далее кальций. Много железа - 1,18 мг/л, марганца - 0,53 мг/л. Вода в водоеме мутная - 6,2 мг/л. Очень плохие бактериологические показатели. Для пищевых целей вода непригодна по всем показателям. Родник имеет большое ритуальное значение. Следовало бы улучшить подходы к нему, а не шагать по переувлажненной низине.


Проект проводится при поддержке

Департамента образования Администрации Ярославской области

Департамента АПК, природопользования и потребительского рынка Ярославской области

© Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, 2005