Приложение 2. Анализ иллюстраций Глазунова к роману "Белые ночи". Примерные ответы учащихся.
Мечтатель

Размер - 33K

1 иллюстрация.

Названия: "Мечтатель", "Герой романа" (название автора "Мечтатель"). Художник изобразил портрет героя, его голову, лицо крупным планом. Выдержан романтический колорит: все в голубых тонах: и глаза, и тени под глазами, и рубашка, и сюртук, И фон, которым является речная вода, в ней голубое отражение домов. Такая цветовая гамма олицетворяет нереальную жизнь, мечты, которыми грезит герой. Он доволен жизнью в мечте.

"Знаете ли Вы, что такое "мечтатель"? Он живет сном. Новый сон - новое счастье! Новый прием утонченного сладострастного яда! О, что ему в вашей действительной жизни! Он ничего не желает, потому, что он выше желаний, потому, что с ним все, потому, что он пресыщен, потому, что он сам художник своей жизни, и творит ее себе каждый час по-новому произволу."

Настенька

Размер - 43K

2 иллюстрация.

Названия: "Настенька", "Девушка на набережной", "Незнакомка" (у автора "Настенька"). Иллюстрация сделана в реалистическом колорите. Четко прорисованы реалии города: мост, дома, фонари. Цветовая гамма одежды, волос девушки соответствует тексту. Это героиня из действительной жизни. В отличие от Добужинского Глазунов показывает ее лицо. Оно и прокрасками в то же время чуть недоверчиво, на нем след пережитого чувства. Она знает то, то неведомо Мечтателю.

"В сторонке, прислонившись к перилам канала, стояла женщина: облокотившись на решетку, она, по-видимому, очень внимательно смотрела на мутную воду канала. Она была одета в премиленькой желтой шляпке и в кокетливой черной мантильке."

Дождь

Размер - 56K

3 иллюстрация.

Название "День". (У автора "Дождь"). Достоевский неслучайно дает определенное название роману: "Белые ночи". Ночи счастливые для героя, в них его жизнь. И они светлые, белые (начало лета). А дни изображены контрастно: они дождливые, холодные, тоскливые. Такой серый дождливый день художник и изобразил. Графика этой иллюстрации с ее косыми линиями дождя, облетающими ветками дерева, с согнутой фигурой человека подчеркивает тоску и одиночество. Днем нет радости, нет жизни, отсюда серые тона. Логичнее (по тексту) рисунок назвать "День".

"День был печальный, дождливый, без просвета, точно будущая старость моя. Меня теснят такие странные мысли, такие темные ощущения, такие еще неясные для меня вопросы толпятся в моей голове, - а как-то нет ни силы, ни хотения их разрешить."

Первое свидание

Размер - 26K

4 иллюстрация.

Названия: "Первая встреча", "Встреча", "Ночное свидание" (У автора "Первое свидание"). Прошел тусклый день, и ночью герои встретились. Мечтатель изображен в движении, в порыве, он вытянул руки навстречу своему счастью. Он спешит к нему. По мосту идет Настенька, дан ее силуэт, но догадываемся, что ее недоверие исчезло. Иллюстрация отражает настроение героя: линия моста дана как перспектива жизни, надежд. Городской пейзаж дан в романтичных голубых красках, четкие линии архитектурных сооружений как бы прописывают действительную жизнь сквозь сон, мечту.

Материала к этой иллюстрации в тексте нет. Художник импровизирует, дает свое представление первого свидания героев.

Настенька уходит

Размер - 28K

5 иллюстрация.

Названия: "Все кончено", "Опять одиночество "Настенька уходит навсегда" (У автора "Настенька уходит"). На переднем плане силуэт мечтателя, его расставленные ноги, прижатая к груди рука говорят о полной растерянности, беспомощности его перед действительной жизнью. Он застыл на месте, он будет так стоять, пока Настенька не скроется с глаз. Влюбленные также изображены силуэтами: видно, как склонилась к суженному Настенька, как поддерживает ее любимый. Они идут навстречу будущему, которое олицетворяет чуть обозначенный цвет зари. А мечтателю остается принять эту действительностъ.

"Он вдруг остановился, пристально посмотрел на нас и потом опять сделал несколько шагов. Сердце во мне задрожало ...

Боже, какой крик! как она вздрогнула! как она вырвалась из рук моих и порхнула ему на встречу! ... Я стоял и смотрел на них как убитый. Но она едва подала ему руку, едва бросилась в его обьятия, как вдруг снова обернулась ко мне, очутилась подле меня, как ветер, как молния, обхватила мою шею обеими руками и крепко, горячо поцеловала меня. Потом, не сказав мне ни слова, бросилась снова к нему, взяла его за руки и повлекла за собою .

Я долго стоял и глядел им в след ..."

Одиночество

Размер - 33K

6 иллюстрация.

Названия: "Осень", "Старость" (У художника "Одиночество"). Подзаголовок романа - "сентиментальные воспоминания". Любовь героя превратилась в воспоминание, но его он считает "минутой блаженства" и благодарит судьбу за эту минуту Она была в реальной, а из выдуманной жизни. Поэтому так изменился колорит. Он потеплел. Это реальный, а не выдуманный пейзаж и город. Да, столкновение с реальностью может быть сурово. Да, наступило одиночество (небольшим пятнышком темнеет фигурка героя), но остались воспоминания, которые напоминают мечты. Отсюда голубоватые блики и в небе, и окружающей его воде.

"... Или луч солнца, внезапно выглянув из-за тучи, опять спрятался под дождевое облако, и все опять потускнело в глазах моих; или, может быть, передо мною мелькнула так неприветливо но и грустно вся перспектива моего будущего, и я увидел себя таким, как я теперь, ровно через пятнадцать лет, постаревшим, в той же комнате, также одиноким."

© Ярославский центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, 1998 - 2003 Rambler's Top100