Ход урока.

Вступительное слово учителя литературы

Мы изучили подробно два произведения русского писателя- гуманиста Ф.М.Достоевского, это романы: "Преступление и наказание" и "Белые ночи". Сегодня на уроке к словесным образам добавятся зрительные впечатления. Мы говорим о восприятии Достоевского разными художниками. Нам в этом помогает учитель изобразительного искусства, "Достоевский глазами художников" - так назвали мы урок и ставим целью увидеть, какой разной может быть книжная графика, насколько индивидуальна манера отдельных авторов и как при этом удалось им передать гуманистические основы творчества Достоевского, как поэтика художественного слова воплотилась в поэтику графики и живописи. Запишите тему в тетради.

Но прежде чем знакомиться с иллюстрациями, представленными на выставке и в книгах, обратимся к портретам писателя, выполненным художниками разных эпох. Запишите в тетради 1 пункт плана нашей работы "Достоевский глазами художников Перова и Глазунова". Одна из наших задач - составление плана по теме урока.

Послушайте сообщения об этих портретах. Самостоятельно определите характерное в образе писателя, подмеченное каждым художником.

Сообщения учеников.

I сообщение.

Василий Григорьевич Перса (1834-1882) был современником Достоевского. Его искусство утверждало демократические идеалы, новые народные темы. Он автор известных нам картин "Приезд гувернантки в купеческий дом", "Проводя покойника", "Тройка". В начал? 1870-х годов Перов создал ряд замечательных портретов, преимущественно писателей и художников. Лучшее, что было создано Паровым в этом жанре живописи - портрет Ф.М.Достоевского.

Мы видим, что перед нами писатель-мыслитель, он целиком ушел в свои мучительные думы. Художник высветил его огромный лоб. Его взгляд устремлен как бы в себя Суровая простота облика приоткрывает нам смысл упорного раздумья писателя, его неотступное внимание к мукам простых людей.

При всей своей простоте и скромности, казалось бы, обыденности облика изображаемого, этот портрет не был камерным, интимным. В нем ощущается оценка значения деятельности человека с демократических позиций. Это является характерной чертой портретного искусства второй половины XIX века.

Добавление учителя ИЗО.

Ребята, обратите внимание на композицию портрета. Это более, чем поясной портрет: художник изобразил писателя сидящим, плотно обхватившим колени руками. В этой позе и простота, и как бы уход в себя писателя. Такая композиция позволила показать его руки, а они очень красноречивы: тонкие, нервные, с узловатыми пальцами. Это руки интеллигента и "политического", носившего кандалы. Так через одну деталь художник подчеркивает немаловажное в судьбе писателя. Скромный колорит, простой нейтральный фон позволяет сосредоточить внимание на раскрытии внутреннего мира писателя-психолога. Художник Крамской писал об этом портрете, что он "один из лучших портретов русской школы".
Достоевский

Размер - 32K

II сообщение учащихся.

Второй портрет писателя принадлежит кисти художника XX века, нашего современника, Ильи Сергеевича Глазунова. Художник проиллюстрировал многие произведения писателями им вделано несколько его портретов. Наиболее впечатляющим кажется тот, который перед нами. На нем бледное лицо Достоевского - с выдающимися скулами, глазами, напряженно и пронзительно глядящими из-под купола огромного лба - выступает из полусумрака зажатой многоэтажными домами петербургской улицы. Мы много говорили о Петербурге Достоевского. Перед нами - его создатель на фоне города. От лица исходит мудрость, понимание и сочувствие тем, <то страдает в этих домах-трущобах, живет на этих улицах.

Добавление учителя ИЗО.

Художник не случайно выбирает такую композицию, когда композиционный центр совпадает с центром картинной плоскости. Он максимально приближен к нам, зрителям, что еще более усиливает мощь, какую-то невероятную по силе мысль, исходящую от образа писателя. Ему тесно на этой петербургской улице и в то же время одиноко.

Кажется, что сейчас великий Достоевский тяжело повернется и пойдет, освещаемый всполохами закатного неба, одинокий, с вечной мыслью о людских судьбах.

Перед нами тот, кто изведав возможную меру людских искушений и соблазнов, зла и жестокости, проникся страстной, всепоглощающей любовью к слабым и беспомощным, но самонадеянным и горделивым человеческим существам. Словно все грани его гения проглядывают тут: перед нами выстрадавший свою правду реалист, мыслитель и провидец, обличитель зла и величайший гуманист.

Учитель литературы.

Мы увидели, что личность Ф.М.Достоевского привлекала мастеров кисти в разные времена. Так же велик интерес художников и к его бессмертным творениям. Послушайте сообщение об иллюстраторе Шмаринове, который сделал рисунки ко многим произведениям литературы, в том числе и к "Преступлению и наказанию". Прослушав, сформулируйте второй пункт плана.

III сообщение.

Дементий Алексеевич Шмаринов принадлежит к художникам советской эпохи. Его интерес к роману "Преступление и наказание" проявился в ЗО-х годах.

Многие рисунки посвящены старому Петербургу. Художник говорил, что сделал множество рисунков петербургских трущоб, еще кое-где уцелевших.

(Показ через эпидиаскоп иллюстрации с лестницей и сводом).

В мрачных громадах домов, узких улочках, угрюмых лестницах раскрывается холодный, бездушный облик города. Томительная безысходность настроения этих пейзажных рисунков обрамляет сложные и противоречивые характеры героев романа и помогает понять жестокое бессердечие одних, тоскливое отчаяние других.

Безрадостный фон темных петербургских трущоб по-особому оттенил в рисунках светлую веру художника в прекрасные качества человеческой души. На эту мысль наводит один из лучших листов серии - "Соня со свечой".

(Показ иллюстрации через эпидиаскоп).

По детски хрупкая, с бессильно опущенными руками она кажется беззащитной перед теми гнетуще-мрачными сторонами жизни, которые угрожают, теснят, наступают на нее. В огромных прозрачных глазах девушки застыди ужас и горькая обида на беспощадно суровую жизнь. В то же время в ее напряженной фигурке чувствуется внутренняя стойкость и душевное величие.

Учитель литературы

Прочитайте заголовки II пункта плана.

Ученики (Приводят примеры).

  1. Беззащитен человек на иллюстрациях Шмаринова к роману "Преступление и наказание".
  2. Петербургские трущобы на рисунках Шмаринова.
    Петербург Достоевского в интерпретации Шмаринова.
    Город Раскольникова глазами художника Шмаринова.

Учитель литературы.

А сейчас мы проведем сравнительный анализ иллюстраций разных художников к одному произведению, к роману "Белые ночи". Запишите Ш пункт плана: "Белые ночи" в представлении Добужинского и Глазунова". Это пункт рабочий, черновой, вы можете его изменить. Слово - учителю изобразительного искусства.

Учитель ИЗО

Мстислав Валерианович Добужинский прожил большую жизнь: он родился еще в прошлом веке, в 1875 г., а умер в середине нынешнего, в 1957 г. В 1924 г. он выехал из советской России, в Литву и скончался в Америке.

О Добужинском говорили, что у него "пушкинское восприятие". Он иллюстрировал произведения и Пушкина, и Лермонтова, и Достоевского, Роман "Белые ночи" Добужинский оформил полностью сам. (Учитель показывает книгу издание "Детская литература 1983 г.): создал макет, рисунок обложки, титульный лист, заставки, концовки.

Учитель литературы.

Вы дома подобрали строки текста к рисункам книги. Прочитайте к тем иллюстрациям, которые показывает Елена Юрьевна.

Ученики: К рисунку на стр.17

(Уходящая вдаль набережная, белая ночь).
(Читают). "Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды..."

Учитель ИЗО:

Сентиментальный роман из воспоминаний мечтателя стал для Добужинского личным переживанием, предлогом для объяснения с любимым городом, с белыми ночами, молодостью, которая длится, пока ты способен чувствовать и страдать. Потому что и сам Добужинский был мечтателем. Его иллюстрации к "Белым ночам" не естественное дополнение к тексту, а сам текст, увиденный родственным взглядом.

Для этой поэтической суиты художник придумал особую технику: "граттографию" (запись на доске) - это черные заливки с проскребыванием белых мест. Мастер достиг в этом способе артистизма. Черно-белый лаконизм создает острое ощущение Петербурга.

Первая же заставка "Белых ночей" (показ) - это заявка на лаконизм и изящество исполнения, контраст черных и белых пространств. Прежде всего перед нами элегия, Апофеоз лирики .картина переживаемого чувства. Мы замечаем поэзию немолодых ломов, гармонию их бытия. Что создает это настроение?

Ученики:

- Это ощущение возникает от вида грустно склонившейся девушки в капоре. Она изящная, она - мы знаем - умеет тонко чувствовать и страдать. Мы на видим ее лина, но знаем, что оно волшебно-прекрасно.

Учитель ИЗО:

И вместе с тем художник не скрывает своей тревоги - взметнулись черные полосы в небе над домами, тени раздумий бороздят стены домов; темны тени, отбрасываемые домами в накал; одинока фигура девушки. Слышится невысказанное сочувствие города девушке... Художник создает картину привычного отчаяния.

Как об этом пишет Достоевский?

Ученики (читают)

"Есть в Петербурге довольно странные уголки Смесь чего- то чисто фантастического, горячо идеального и вместе с тем тускло прозрачного и обыкновенного, чтоб не сказать: л> невероятности пошлого. В этих углах проживают странные люди-мечтатели..."

Учитель ИЗО:

Мы и видим такого мечтателя на следующей иллюстрации (стр.31). Это склонившийся уходящий человек. Попытайтесь объяснить образы на этом рисунке, фон.

Ученики

- Мы видим черный силуэт сутулого человека, его белое лицо в профиль. Провожающий его столб похож на виселицу. Мостовая с ее рябью похожа на уносящуюся реку.

-Герой изображен на фоне выбеленных белой ночью домов, застывших, одиноких и безмолвных. Характерен черный домик между ними, как островок, пытающийся сохранить свет своих окон. Он напоминает героя, в темном силуэте которого высвечены руки и лицо, свет его души.

- Человек, фонарь, дома - все это на фоне неба с черными овалами и белой пустотой. Такое небо не судит надежд, а резкие росчерки вносят дисгармонию с округлостью облаков.

Учитель ИЗО:

По рисункам Добужинского можно изучать тему "Петербург Достоевского", т.к. это Петербург Раскольникова, Петербург героя рассказа "Мальчик у Христа на елке". Бесконечность города простирается перед нами, города в котором так одинок человек среди домов, каналов, камней. Прячутся во дворах штабели дров (стр.53); две съежившиеся фигурки на давке у забора - крохотные жизни на фоне массивно поднимающегося здания (символы: человек и Петербург, беззащитность и роковая силы).

Художник делает нас свидетелями предстоящей драмы. Вот в темной комнате Настенька объясняется с жильцом.

(Показ иллюстрации).

Она в отчаяньи закрыла лицо руками, а в окне все те же силуэты петербургских брандмауэров. Как пишет об этом Достоевский?

Ученик:

"Зачем прямо сейчас не сказать. что есть на сердца, коли знаешь, что не на ветер свой слово скажешь?"

Учитель ИЗО:

А в конце мы наблюдаем счастливо-несчастливый финал на берегу петербургского канала XIX века. Вдали совершенно живые дома, на набережной совершенно живые действующие лица. Опишите героев,

Ученик:

- Настенька бросается к своему суженому, которого постоянно ждала, которого не переставала любить, а мечтатель в отчаяньи мнет шляпу. Фигурки героев изящны, грациозны. Не возникает сомнения в их нереальности. Сам герой говорит о себе: "Я мечтатель, у меня так мало действительной жизни". Но когда действительная любовь коснулась его, он испытал, хотя на миг, блаженство и благодарен судьбе за это: "Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?.."

Учитель ИЗО

Мечтатель Достоевского прикасается к страданиям и радостям чужой жизни. У Добужинского на иллюстрациях мы почти не видим этого, но в них есть больше "музыка настроения, отношение человека к городу и города к человеку.

Учитель литературы

Какие особенности манеры художника Добужинского вы отметили в плане?

Ученики:

  1. Графическая манера черно-белых контрастов Добужинского, подпункт
  2. Поэтическое изображение им города и героев. подпункт

Учитель литературы

- А теперь рассмотрим иллюстрации к "Белым ночам" современного художника И.Глазунова. В ходе анализа сформулируйте особенности подхода и манеры этого мастера, продолжите план.

В начале урока двое ребят получили задание подобрать цитаты и данный иллюстрациям, включайтесь в нашу работу.

Обратимся к фотовыставке иллюстраций Глазунова (названия их закрыты). Распределите иллюстрации по порядку и озаглавьте их, в ходе анализа сравним с авторскими названиями.

(Один ученик распределяет репродукции в соответствии с сюжетом; другой записывает на лоске свои варианты названий).

- Попробуйте сформулировать первое впечатление от иллюстраций Глазунова. Чем отличаются они от иллюстраций Добужинского? Есть ли что-то общее между ними?

Ученик:

- Иллюстрации Глазунова выполнены в цвете. От этого они выигрывают. Так же, как и Добужинскому, Глазунову удалось передать поэтичность "Белых ночей", романтический дух произведения.

Учитель ИЗО

В отличие от черно-белых силуэтов Добужинского Глазунов в свои иллюстрации к Достоевскому вводит цвет. Но это не буйство цвета масляной живописи и не легкие поэтичные акварели. Художник выбирает пастель, спокойные, холодные тона, которые как бы погружают нас в белые петербургские ночи.

Огромное небо, то мятущееся, тревожное в ил. "Одиночество", то спокойное и бездонное в илл. "Первое свидание". А вот небо, отраженное на водной глади канала, в илл. "Мечтатель". И везде мы видим неизменный серебристый серпик месяца - легкое прикосновение белого мелка в руке художника.

Илья Глазунов широко использует тон картона, на котором выполнены иллюстрации, от светлого, создающего впечатление первых солнечных лучей, вот-вот готовых прорваться сквозь холодные громады домов в иллюстрации "Прощание" до мрачно-коричневого, трагичного тона в иллюстрации "Одиночество".

Этот прием помогает создать единый колорит, настроение картины.

Художник виртуозно владеет техникой пастели. Широким, летящим штрихом, на одном дыхании, изображены небо, мостовая, деревья в иллюстрациях "Одиночество" и "Настенька уходит". В иллюстрации "Первое свидание" используется растушевка для передачи дальнего плана или отражения в притаившейся воде канала архитектурных построек. И только кое-где мы видим четкие пастельные линии голубых, сиреневых, чуть изумрудных тонов, воплощение грез и мечтаний, И как тонко выполнены портреты Мечтателя и Настеньки. Яркие насыщенные штрихи, положенные по форме, рисуют одежду и волосы юноши. А глаза словно излучают голубое сияние. Или это неземное сияние приблизившейся вдруг к земле далекой звезды?

Глядя на образ Настеньки, в памяти оживают замечательные акварельные портреты М.Волконской и Е.Трубецкой, созданные Сергеем Бестужевым. Кажется, что нежное лицо девушки излучает теплоту и душевную муку. И резкий контраст - холодная, безразличная к людским судьбам вода.

Все иллюстрации Глазунова очень близки к тексту.

Учитель литературы

Зная особенности манеры изображения Глазунова, проанализируйте каждую иллюстрацию. Сравнив цитаты с изображением, определите, насколько близко художник подошел к тексту; в чем проявилось его собственное видение.

(Примерные ответы см, в приложении N2)

Учитель литературы

- Заримся к плану и закончим его, указав на особенности другого художника.

Ученики предлагают разные варианты, выбираются наиболее удачные:

3 подпункт. Колдовство живописной манеры Глазунова в обрисовке Петербурга.

4 подпункт. Узнаваемостью героев Достоевского в изображении Глазунова.

(План целиком дан в приложении N1)

Учитель литературы

- Подведем итоги урока. У каждого художника свой путь в искусстве. Мы убедились, что иллюстраторы Достоевского по-разному представляли образы писателя-реалиста, использовали разные художественные средства своего видения. Но все стремились передать главное: гуманистическое начало вечно живого слова страдающего за человека писателя и поэтическую картину переживаемых героями чувств. И. Добужинскому, и Глазунову с блеском удалось изобразить Петербург Достоевского, "самый фантастический город в мире", с его кошмарами и поэзией.

Психологический роман XIX в. поставил перед иллюстраторами новые задачи: задачи психологической достоверности. И чернобелый лаконизм Добужинского, и классическая манера живописца Глазунова совпадает с ассоциациями читателя. Иллюстрации этих художников становятся "вечными спутниками" книг великого русского писателя. Запишите итоговый пункт плана самостоятельно, исходя из выводов урока.

Домашнее задание (на выбор)
Нарисовать иллюстрации к произведениям Достоевского.
Подготовить реферат "Иллюстраторы Достоевского".
Написать сочинение на одну из тем:

"Белые ночи" Достоевского в изображении Добужинского и Глазунова.
Мое восприятие иллюстраций Добужинского (Глазунова) к роману "Белые ночи".
Как иллюстраторы Достоевского передали поэзию "Белых ночей".

© Ярославский центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, 1998 - 2003 Rambler's Top100