- Вступительное слово учителя.
Достоевский - единственный писатель, творчество которого с каждым годом становится все более всеобъемлющим и всепроникающим. Каждый из нас, обращаясь к творческому наследию великого писателя, открывает для себя нового Достоевского. Мы пытаемся по-современному прочесть его произведения.
- Беседа с учащимися по теме "Достоевский и театр". Свой взгляд на творчество Достоевского и деятелей искусства.
Несмотря на то, что Достоевский с большой долей скептицизма относился к попытке переделок, его произведений для сцены, театр Достоевского существует и у нас, и за рубежом.
- Знакомы ли вы с театральными постановками по произведениям Достоевского?
(Из беседы с учащимися выяснено, что они мало знают о спектаклях по произведениям писателя).
Я хочу вас познакомить с новым взглядом на роман "Преступление и наказание" режиссера Ю.Завадского. Его спектакль "Петербургские сновидения" имел огромный успех. Как отмечали критики: "Этот современный спектакль по Достоевскому - это глубинное постижение психологии его героев и поэтики писателя. "Сам режиссер в статье "Достоевский сегодня." писал: "Мы поставили спектакль по роману "Преступление и наказание" "Петербургские сновидения", т.к. вся жизнь Раскольникова решается нами как страшный сон, от которого он нашел в себе мужество проснуться. Раскольников силой творческого гения Достоевского пророчески испытал все то, что испытывает сегодня человек. И гений Достоевский в том, что показал нам, как Раскольников проснулся от этого страшного сна. Раскольников понимает, что гармония жизни не в самоутверждении, а в самоотречении, в вере в жизнь, в вере в человека, в любовь к человеку". Большой успех имел спектакль А.Эфроса "Брат Алеша". Пьесу по роману "Братья Карамазовы" написал драматург В. Розов.
В.Розов: "Я считаю спектакль "Брат Алеша" самой сильной работой Эфроса, самой глубокой, самой страстной, самой умной. Эфрос и актеры влезли в самые глубины чувств и мыслей Достоевского "это не легко, почти недосягаемо"...
Думаю, что тема "Достоевский и театр" вас заинтересует, и вы не пропустите новых театральных постановок к юбилею писателя.
- Достоевский и кинематограф.
К творчеству Достоевского постоянно обращаются кинематографисты, т.к. идеи его произведений звучат очень современно.
- Знаете ли вы, какие произведения писателя были экранизированы?
(Многие учащиеся знакомы с фильмами режиссера И. Пырьева. Особое впечатление на них произвел фильм "Братья Карамазовы
Да, действительно, Достоевский часто экранизировался. По его произведениям были сняты фильмы: "Игрок", "Идиот", "Бесы" и др.
Одной из самых удачных работ считается фильм Льва Кулиджанова "Преступление и наказание".
Трагедия Раскольникова переведена режиссером в интеллектуальный план. Именно поэтому центром фильма стал нравственный поединок Раскольникова и Порфилия Петровича.
Г. Тараторкин, исполнитель роли Раскольникова, отметил: "В современном прочтении романа особенно важно подчеркнуть, что ни один человек не освобожден от законов морали... Нельзя, чтобы в нашем мире утверждалось раскольниковское право на насилие..."
Думаю, что современный кинематограф подарит нам новые фильмы о Достоевском.
- Взгляд на творчество Достоевского современных школьников.
Ваши сверстники год назад открыли для себя Достоевского. Им была предложена тема: "Мое открытие Достоевского". Учащиеся высказали противоречивые точки зрения.
(Учитель читает фрагменты из сочинений учащихся).
- "Я считаю, что Достоевский в какой-то степени устарел. Вряд ли можно представить себе "городскую шпану" в роли Раскольникова и "потребных девушек", в роли Сонечки. Какие тут сделки с совестью, если во много раз страшнее попасть в детскую комнату милиции и получить от пьяного отца "по шее"...
Каждое преступление ведет за собой наказание. Но современный закон относится к преступнику, как к предмету, нарушившему его, а не как к личности. Мотивы преступлений не рассматриваются как продукт душевных движений. Закон судит одинаково и замоскворецкую шпану и Раскольникова..."
(А. Нечаев).
- "... Таких душевных преступников типа Раскольникова вряд ли сейчас встретишь. Оскудел генофонд душевных качеств человека..." (И.Аникина).
"Этот роман заставил меня обратиться к дневниковым записям. Я постоянно занимаюсь самоанализом, "копаюсь" в себе. А это ли не путь к самосовершенствованию."
(Древаль Нина).
- А вот отрывок из сочинения, написанного в жанре письма:
- - Письмо Ф.М. Достоевскому.
"Уважаемый Федор Михайлович! Ваша идея о спасении мира любовью и единением всех людей близка мне. Я думаю, что люди должны покаяться в своих грехах и постараться приблизиться к идеалу - Иисусу Христу. Я теперь точно знаю, что целью моей жизни станет нравственное совершенствование..."
(Цедейко Елена).
- Интересно узнать ваше мнение об этих высказываниях. (Учащиеся высказывают свои точки зрения).
- Вывод.
Итак, вы убедились, что творчество Достоевского волнует умы человечества. Постижение Достоевского - трудная работа. Хотелось, чтобы и вы в письменной форме высказали свой взгляд на творчество Достоевского. Предлагаю вам выбрать одну из тем для сочинения:
- Мое открытие Достоевского.
- Петербург Достоевского.
- Социальные и философские истоки бунта Раскольникова.
- Художественная условность на страницах романа.
- Сочинение по творчеству Достоевского.
(учащиеся сами формируют тему).