Методическая разработка.

XI урок
По теме "Достоевский и современность"

Цель урока:

    Показать знание творчества Достоевского для современного искусства и раскрыть влияние великого писателя - гуманиста на духовную жизнь современников.
План - конспект урока. (лекция с элементами беседы).
  1. Вступительное слово учителя.
    Достоевский - единственный писатель, творчество которого с каждым годом становится все более всеобъемлющим и всепроникающим. Каждый из нас, обращаясь к творческому наследию великого писателя, открывает для себя нового Достоевского. Мы пытаемся по-современному прочесть его произведения.
  2. Беседа с учащимися по теме "Достоевский и театр". Свой взгляд на творчество Достоевского и деятелей искусства.
    Несмотря на то, что Достоевский с большой долей скептицизма относился к попытке переделок, его произведений для сцены, театр Достоевского существует и у нас, и за рубежом.

    - Знакомы ли вы с театральными постановками по произведениям Достоевского? (Из беседы с учащимися выяснено, что они мало знают о спектаклях по произведениям писателя).

    Я хочу вас познакомить с новым взглядом на роман "Преступление и наказание" режиссера Ю.Завадского. Его спектакль "Петербургские сновидения" имел огромный успех. Как отмечали критики: "Этот современный спектакль по Достоевскому - это глубинное постижение психологии его героев и поэтики писателя. "Сам режиссер в статье "Достоевский сегодня." писал: "Мы поставили спектакль по роману "Преступление и наказание" "Петербургские сновидения", т.к. вся жизнь Раскольникова решается нами как страшный сон, от которого он нашел в себе мужество проснуться. Раскольников силой творческого гения Достоевского пророчески испытал все то, что испытывает сегодня человек. И гений Достоевский в том, что показал нам, как Раскольников проснулся от этого страшного сна. Раскольников понимает, что гармония жизни не в самоутверждении, а в самоотречении, в вере в жизнь, в вере в человека, в любовь к человеку". Большой успех имел спектакль А.Эфроса "Брат Алеша". Пьесу по роману "Братья Карамазовы" написал драматург В. Розов.

    В.Розов: "Я считаю спектакль "Брат Алеша" самой сильной работой Эфроса, самой глубокой, самой страстной, самой умной. Эфрос и актеры влезли в самые глубины чувств и мыслей Достоевского "это не легко, почти недосягаемо"...

    Думаю, что тема "Достоевский и театр" вас заинтересует, и вы не пропустите новых театральных постановок к юбилею писателя.

  3. Достоевский и кинематограф.
    К творчеству Достоевского постоянно обращаются кинематографисты, т.к. идеи его произведений звучат очень современно.

    - Знаете ли вы, какие произведения писателя были экранизированы? (Многие учащиеся знакомы с фильмами режиссера И. Пырьева. Особое впечатление на них произвел фильм "Братья Карамазовы

    Да, действительно, Достоевский часто экранизировался. По его произведениям были сняты фильмы: "Игрок", "Идиот", "Бесы" и др.

    Одной из самых удачных работ считается фильм Льва Кулиджанова "Преступление и наказание". Трагедия Раскольникова переведена режиссером в интеллектуальный план. Именно поэтому центром фильма стал нравственный поединок Раскольникова и Порфилия Петровича. Г. Тараторкин, исполнитель роли Раскольникова, отметил: "В современном прочтении романа особенно важно подчеркнуть, что ни один человек не освобожден от законов морали... Нельзя, чтобы в нашем мире утверждалось раскольниковское право на насилие..."

    Думаю, что современный кинематограф подарит нам новые фильмы о Достоевском.

  4. Взгляд на творчество Достоевского современных школьников.

    Ваши сверстники год назад открыли для себя Достоевского. Им была предложена тема: "Мое открытие Достоевского". Учащиеся высказали противоречивые точки зрения. (Учитель читает фрагменты из сочинений учащихся).

    • "Я считаю, что Достоевский в какой-то степени устарел. Вряд ли можно представить себе "городскую шпану" в роли Раскольникова и "потребных девушек", в роли Сонечки. Какие тут сделки с совестью, если во много раз страшнее попасть в детскую комнату милиции и получить от пьяного отца "по шее"...

      Каждое преступление ведет за собой наказание. Но современный закон относится к преступнику, как к предмету, нарушившему его, а не как к личности. Мотивы преступлений не рассматриваются как продукт душевных движений. Закон судит одинаково и замоскворецкую шпану и Раскольникова..."

      (А. Нечаев).

    • "... Таких душевных преступников типа Раскольникова вряд ли сейчас встретишь. Оскудел генофонд душевных качеств человека..." (И.Аникина). "Этот роман заставил меня обратиться к дневниковым записям. Я постоянно занимаюсь самоанализом, "копаюсь" в себе. А это ли не путь к самосовершенствованию."

      (Древаль Нина).

      - А вот отрывок из сочинения, написанного в жанре письма:
    • - Письмо Ф.М. Достоевскому. "Уважаемый Федор Михайлович! Ваша идея о спасении мира любовью и единением всех людей близка мне. Я думаю, что люди должны покаяться в своих грехах и постараться приблизиться к идеалу - Иисусу Христу. Я теперь точно знаю, что целью моей жизни станет нравственное совершенствование..."

      (Цедейко Елена).

    - Интересно узнать ваше мнение об этих высказываниях. (Учащиеся высказывают свои точки зрения).
  5. Вывод.

    Итак, вы убедились, что творчество Достоевского волнует умы человечества. Постижение Достоевского - трудная работа. Хотелось, чтобы и вы в письменной форме высказали свой взгляд на творчество Достоевского. Предлагаю вам выбрать одну из тем для сочинения:

    1. Мое открытие Достоевского.
    2. Петербург Достоевского.
    3. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова.
    4. Художественная условность на страницах романа.
    5. Сочинение по творчеству Достоевского. (учащиеся сами формируют тему).

© Ярославский центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, 1998 - 2003 Rambler's Top100