Методическая разработка.

Мастерство Достоевского - художника. Художественная условность в романе "Преступление и наказание".

План - конспект урока.

  • I. Проверка домашнего задания. (К данному уроку учащиеся получили индивидуальные задания: подготовить сообщения на темы: "Роль евангельских чисел 3, 4, 7 в романе, "Сны Раскольникова. Их смысловое значение". Ответить на вопросы с. 190 - 191 в книге "Литература учит" Фогельсона.
  • II. Изложение нового материала по плану:
    1. Жанровое разнообразие романа. "Преступление и наказание" - это социально - философский, социально - психологический и одновременно детективный роман.
    2. Полифонизм романа. У каждого героя есть свой голос, своя идея. На протяжении всего романа слышим голос Достоевского.
    3. Синтетичность композиции.
    4. Психологизм. (Внутренние диалоги, исповедь, психологический портрет, пейзаж...)
    5. Наличие опорных фраз, ключевых слов. (Решение, преступление, желтый и др.)
  • III. Повторение литературоведческого понятия - художественная условность.
    Художественная условность - особенность искусства, заключающаяся в образном отражении жизни и предполагающая не копирование действительности, а ее преобразование в соответствии с эстетическим идеалом писателя.
    Художественная условность предполагает и отступление от внешнего правдоподобия и с этой целью использование условных приемов, которые служат особой формой отображения действительности и помогают глубже понять идейный смысл произведения.
  • IV. Беседа с учащимися (с использованием схемы "Художественная условность в романе "Преступление и наказание" см. приложение - схема.).
  • V. Домашнее задание:
    1. Найти в романе слова, имеющие символическое значение, и продолжить заполнение схемы.
    2. Подготовиться к диспуту по обсуждению нравственных проблем. - Можно ли в частных случаях нарушить нравственные правила для достижения общего блага?
      - Как бороться со злом и насилием: только идеями или идеями и насилием?
      - Можно ли ненавидеть людей за то, что они порочны?
      - Что же следует из этого рокового закона, смешения добра и зла?
© Ярославский центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, 1998 - 2003 Rambler's Top100