Основные принципы био логического исследования водоемов

Методика проведения исследований

Немного "Серьезной" гидробиологии

Немного математики
Качественный анализ состояния водоема - экспертная система

Участники проекта

Литература

Немного математики
Качественный анализ состояния водоема - экспертная система

Для того чтобы оценить состояние того или иного биоценоза, в последнее время особенное распространение получает понятие биологического разнообразия. Под биологическим разнообразием обычно понимают количество видов, обитающих в данном биоценозе, и соотношение численности каждого из них. Считается, что чем больше видов присутствует в той или иной экосистеме, тем она устойчивей.При нарушении экосистемы (например, в результате антропогенного воздействия) из нее выпадает часть видов (как правило, самых уязвимых), оставшиеся увеличивают свою численность, занимая освободившиеся экологичекие ниши. Поэтому каждое изменение в сообществе, при котором уменьшается число видов, или увеличивается относительное обилие определенных доминирующих видов, приводит к уменьшению разнообразия. Для того, чтобы удобние было измерять биологическое разнообразие, предложены сотни различных индексов, дающих численные значения этого самого разнообразия. Числа сравнивать всегда легче, чем просто списки видов, обитающих в той или иной экосистеме.

Каждый из этих индексов обладает своими положительными и отицательными свойствами. Нет смысла включать их все в экспертныю систему, предназначенную для непрофессионалов. Для экспертной системы предлагаются два основных индекса биоразнообразия.

Примечание: при работе над биологическим разнообразием необходимо иметь в виду, что существуют естественные различия значений биоразнообразия в разных биотопах. Например, в одной и той же реке на каменистых перекатах значение биоразнообразия может оказаться в несколько раз ниже, чем в прибрежных зарослях несколькими метрами правее или левее. Поэтому для оценки биоразнообразия необходимо производить отбор в одинаковых биотопах, или брать общее значение для нескольких станций, отобранных в разных местах (например, выше источника загрязнения мы берем станцию на перекате и в прибрежной растительности, и ниже источника загрязнения мы должны взять станцию и на перекате, и в прибрежной растительности).


I КЛАСС - олигосапробные организмы, характерные исключительно для водоемов с чистой водой:

Личинки ручейников
Есть
Нет
Неизвестно

Личинки веснянок
Есть
Нет
Неизвестно

Личинки поденок
Есть
Нет
Неизвестно

Личинки вислокрылок
Есть
Нет
Неизвестно

Двустворчатый моллюск дрейссена
Есть
Нет
Неизвестно

Пресноводные губки
Есть
Нет
Неизвестно

Мшанки
Есть
Нет
Неизвестно

II КЛАСС - эврибионтные организмы, менее требовательные к качеству воды и способные выносить определенные загрязнения:

Личинки стрекоз
Есть
Нет
Неизвестно

Двустворчатые моллюски (перловицы, беззубки, шаровки)
Есть
Нет
Неизвестно

Водяные жуки и их личинки
Есть
Нет
Неизвестно

Водяные клопы и их личинки
Есть
Нет
Неизвестно

Водяные клещи
Есть
Нет
Неизвестно

Речные раки
Есть
Нет
Неизвестно

Рачки-бокоплавы (мормыши)
Есть
Нет
Неизвестно

Рачок водяной ослик
Есть
Нет
Неизвестно

Пиявки
Есть
Нет
Неизвестно

Брюхоногие моллюски
Есть
Нет
Неизвестно

III КЛАСС - полисапробные организмы, приспособленные к жизни в сильно загрязненных водоемах:

Личинки мух-львинок (крыски)
Есть
Нет
Неизвестно

Малощетинковые черви (олигохеты)
Есть
Нет
Неизвестно

Планарии
Есть
Нет
Неизвестно

Личинки комаров-звонцов (мотыль)
Есть
Нет
Неизвестно

Личинки кровососущих комаров
Есть
Нет
Неизвестно



Rambler's Top100