Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым.
Лихачев Д. С.


2000 - I тур
Приглашение
Задания
9 класс
11 класс
Правильные ответы
9 класс
10 класс
11 класс
Итоги
2000 - II тур
2001
2002
Выход

Задачи для 10 классов

  1. По предложенному портрету определите, о ком из писателей 19 века идет речь?

    а) Две вещи бросились мне прежде всего в глаза: проницательный и как бы колющий взгляд строгих серых глаз, в которых светилось больше пытливой справедливости, чем ласкающей доброты, - одновременный взгляд судьи и мыслителя, - и необыкновенная опрятность и чистота его скромного и даже бедного наряда. <...>

    б) Как сейчас вижу крупную фигуру писателя, сыгравшего такую влиятельную роль в умственном и нравственном развитии людей моего поколения, познакомившего их с несравненной красотой русского слова <...> - вижу его седины с прядью, спускавшеюся на лоб, его милое, русское, мужичье, как у Л.Н. Толстого, лицо, с которым мало гармонировало шелковое кашне, обмотанное по французскому обычаю вокруг шеи, слышу его мягкий "бабий " голос, тоже мало соответствовавший его большому росту и крупному сложению. А.Ф. Кони.

  2. Определите, какой герой представлен в каждом писании, подберите соответствующий гардероб. Назовите произведение и автора.

    а)<...> в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в ... , модный низенький галстук и ... .<...> На вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; <...> вынул из кармана ... свою красивую руку с длинными ногтями, <...>.

    б) Это был человек уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отекшим от постоянного пьянства <...> лицом.<...> Одет он был в ... . Из- под ... торчала ... .

    в) В комнату вошел пожилой человек, в ... , откуда торчал клочок рубашки, в ... , с голым, как колено черепом и с необъятно широкими и густыми, русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды.

    Гардероб: старый, совершенно оборванный черный фрак, с осыпавшимися пуговицами; темный английский сьют; серый сюртук с прорехою под мышкой; панталоны, серый жилет с медными пуговицами; манишка, вся скомканная, запачканная и залитая; нанковый жилет; лаковые полусапожки.

  3. Картины из каких произведений вам представлены? Кратко поясните их роль в тексте.

    а) Спустил по сотне Блюхера,
    Архимандрита Фотия,
    Разбойника Сипко...

    б) Весьма красивый, курчавый мальчик, со взглядом, похожим на взгляд Христа в Сикстинской мадонне, изображен был играющим в бильбоке. Шар представлял земной шар, а палочка в другой руке изображала скипетр.

    в) На картинах все были молодцы, вcе греческие полководцы, гравированные во весь рост: Маврокордато в красных панталонах и мундире, с очками на носу, Миаули, Канари. Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу.

  4. В каких произведениях русской классики 19 века появляется образ Москвы? Назовите эти произведения. Кратко прокомментируйте использование образа в одном из текстов.

  5. Среди предложенных вариантов выберите правильный.

    1. "Сказки" М. Е. Салтыкова-Щедрина:
      а) иронические
      б) сатирические
      в) юмористические

    2. Жители какого селения продолжают подчиняться крепостному праву после его отмены?
      а) жители Клина
      б) жители Кузьминского
      в) Жители с. Большие Вахлаки

    3. Цвет Петербурга у Достоевского
      а) красный
      б) желтый
      в) зеленый

    4. "Сон Обломова" - это
      а) эпилог
      б) вставной эпизод
      в) лирическое отступление

    5. Среди песен Ларисы
      а) "Не искушай меня без нужды"
      б) Casta diva
      в) "Мальбрук в поход собрался"

  6. Определите, о творчестве какого писателя идет речь? Ответ кратко аргументируйте.

    а) Творения ... представляются мне глубокой шахтой, прорытой в самые недра души человеческой, со сложными подземными ходами, в конце которых таится золото сердечных движений и слезы умиления и сочувствия людскому несчастью.

    б) А ... в своих творениях напоминает мне готический храм, глубоко заложенный в землю стены которого стремятся вверх, чаруя взор своими цветными лучистыми окнами, изящными пролетами и кружевной резьбой и, переходя в стройные башни, смело поднимаются в ясное небо, в небо возвышенных стремлений, благородства мысли и чувства, в небо нравственного идеала. А.Ф. Кони

    в) Не самодуров и не тлю
    с Москвы мильонно-колокольной,
    Я горький смех его люблю
    И крик отчаянья <невольный>. И.Ф. Анненский

  7. Среди предложенных вам авторов, найдите тех, у кого есть произведения, одноименные с пушкинскими. Назовите эти произведения.

    Радищев,
    Лермонтов,
    Грибоедов,
    Гоголь,
    Гончаров,
    Толстой,
    Достоевский.

  8. Перед вами пушкинские и лермонтовские строки. В каких произведениях они используются? Какими героями? Прокомментируйте контекст.

    а) Я еду-еду не свищу, а наеду - не спущу.
    б) Как грустно мне твое явленье,
    Весна, весна, пора любви!
    в) В полдневный жар в долине Дагестана

  9. Какую роль в произведениях русской классики играет категория сна? Приведите как можно больше примеров. Рассмотрите роль сна в каком -либо конкретном произведении.

  10. Среди предложенных вариантов выберите правильный:

    1. Имя Грустилова Эраста Андреевича и его характеристика (М.Е. Салтыков-Щедрин "История одного города") отсылает к:
      а) классицизму
      б) сентиментализму
      в) реализму

    2. Жанр "Войны и мира" - это:
      а) семейная хроника
      б) эпопея
      в) летопись

    3. Двойником Базарова может быть назван(а):
      а)Павел Петрович
      б) Николай Петрович
      в) Кукшина

    4. Какая притча соотнесена с судьбой Раскольникова:
      а) притча о Лазаре
      б) притча о Виноградной лозе
      в) притча о Смоковнице

    5. Уменьшение роли сюжета, драматургической интриги характерно для:
      а) творчества Островского
      б) творчества Чехова
      в) творчества Гоголя.

  

© Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, 2003.

Rambler's Top100