Задачи для 10 классов
- По предложенному портрету определите, о ком из писателей
19 века идет речь?
а) Две вещи бросились мне прежде всего в глаза: проницательный и как бы колющий
взгляд строгих серых глаз, в которых светилось больше пытливой справедливости,
чем ласкающей доброты, - одновременный взгляд судьи и мыслителя, - и
необыкновенная опрятность и чистота его скромного и даже бедного наряда. <...>
б) Как сейчас вижу крупную фигуру писателя, сыгравшего такую влиятельную роль в
умственном и нравственном развитии людей моего поколения, познакомившего их с
несравненной красотой русского слова <...> - вижу его седины с прядью,
спускавшеюся на лоб, его милое, русское, мужичье, как у Л.Н. Толстого, лицо,
с которым мало гармонировало шелковое кашне, обмотанное по французскому обычаю
вокруг шеи, слышу его мягкий "бабий " голос, тоже мало соответствовавший его
большому росту и крупному сложению. А.Ф. Кони.
- Определите, какой герой представлен в каждом писании, подберите
соответствующий гардероб. Назовите произведение и автора.
а)<...> в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый
в ... , модный низенький галстук и ... .<...> На вид ему было лет сорок
пять; его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое
серебро; <...> вынул из кармана ... свою красивую руку с длинными ногтями,
<...>.
б) Это был человек уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с
проседью и с большой лысиной, с отекшим от постоянного пьянства <...>
лицом.<...> Одет он был в ... . Из- под ... торчала ... .
в) В комнату вошел пожилой человек, в ... , откуда торчал клочок рубашки, в ... ,
с голым, как колено черепом и с необъятно широкими и густыми, русыми с проседью
бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды.
Гардероб: старый, совершенно оборванный черный фрак, с осыпавшимися
пуговицами; темный английский сьют; серый сюртук с прорехою под мышкой;
панталоны, серый жилет с медными пуговицами; манишка, вся скомканная,
запачканная и залитая; нанковый жилет; лаковые полусапожки.
- Картины из каких произведений вам представлены? Кратко поясните их роль в
тексте.
а) Спустил по сотне Блюхера,
Архимандрита Фотия,
Разбойника Сипко...
б) Весьма красивый, курчавый мальчик, со взглядом, похожим на взгляд Христа в
Сикстинской мадонне, изображен был играющим в бильбоке. Шар представлял земной
шар, а палочка в другой руке изображала скипетр.
в) На картинах все были молодцы, вcе греческие полководцы, гравированные во весь
рост: Маврокордато в красных панталонах и мундире, с очками на носу, Миаули,
Канари. Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что
дрожь проходила по телу.
- В каких произведениях русской классики 19 века появляется образ Москвы?
Назовите эти произведения. Кратко прокомментируйте использование образа в
одном из текстов.
- Среди предложенных вариантов выберите правильный.
- "Сказки" М. Е. Салтыкова-Щедрина:
а) иронические
б) сатирические
в) юмористические
- Жители какого селения продолжают подчиняться крепостному праву после его
отмены?
а) жители Клина
б) жители Кузьминского
в) Жители с. Большие Вахлаки
- Цвет Петербурга у Достоевского
а) красный
б) желтый
в) зеленый
- "Сон Обломова" - это
а) эпилог
б) вставной эпизод
в) лирическое отступление
- Среди песен Ларисы
а) "Не искушай меня без нужды"
б) Casta diva
в) "Мальбрук в поход собрался"
- Определите, о творчестве какого писателя идет речь? Ответ кратко аргументируйте.
а) Творения ... представляются мне глубокой шахтой, прорытой в самые недра души
человеческой, со сложными подземными ходами, в конце которых таится золото
сердечных движений и слезы умиления и сочувствия людскому несчастью.
б) А ... в своих творениях напоминает мне готический храм, глубоко заложенный в
землю стены которого стремятся вверх, чаруя взор своими цветными лучистыми
окнами, изящными пролетами и кружевной резьбой и, переходя в стройные башни,
смело поднимаются в ясное небо, в небо возвышенных стремлений, благородства мысли
и чувства, в небо нравственного идеала. А.Ф. Кони
в) Не самодуров и не тлю с
Москвы мильонно-колокольной,
Я горький смех его люблю
И крик отчаянья <невольный>. И.Ф. Анненский
- Среди предложенных вам авторов, найдите тех, у кого есть произведения,
одноименные с пушкинскими. Назовите эти произведения.
Радищев, Лермонтов, Грибоедов, Гоголь, Гончаров, Толстой,
Достоевский.
- Перед вами пушкинские и лермонтовские строки. В каких произведениях они
используются? Какими героями? Прокомментируйте контекст.
а) Я еду-еду не свищу, а наеду - не спущу.
б) Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна, пора любви!
в) В полдневный жар в долине Дагестана
- Какую роль в произведениях русской классики играет категория сна? Приведите
как можно больше примеров. Рассмотрите роль сна в каком -либо конкретном
произведении.
- Среди предложенных вариантов выберите правильный:
- Имя Грустилова Эраста Андреевича и его характеристика (М.Е. Салтыков-Щедрин
"История одного города") отсылает к:
а) классицизму
б) сентиментализму
в) реализму
- Жанр "Войны и мира" - это:
а) семейная хроника
б) эпопея
в) летопись
- Двойником Базарова может быть назван(а):
а)Павел Петрович
б) Николай Петрович
в) Кукшина
- Какая притча соотнесена с судьбой Раскольникова:
а) притча о Лазаре
б) притча о Виноградной лозе
в) притча о Смоковнице
- Уменьшение роли сюжета, драматургической интриги характерно для:
а) творчества Островского
б) творчества Чехова
в) творчества Гоголя.
|