Ответы на задания второго тура проекта по литературе
11 класс
- a) Лойко Зобар объясняется в любви Радде. Рассказ М. Горького "Макар Чудра".
б) Шурочка Николаева объясняется с Ромашовым. Повесть А. Куприна "Поединок".
- Не эмигрировавшие:
Горький, Булгаков, Пастернак.
Эмигрировавшие, но возвратившиеся:
Куприн, А. Толстой, Цветаева, Солженицын.
Эмигрировавшие и не возвратившиеся:
Бунин, Бальмонт, Шмелев.
- Пародируются рассказы Зощенко М., а именно сказовая манера, при которой
происходит ориентация на речь персонажа, а позиция автора оказывается скрытой.
Речь персонажа - одно из ярких средств его характеристики как среднего "массового"человека.
- а) Отрывок из стихотворения В. Я. Брюсова "Кинжал". Брюсов следует гражданской
позиции поэта (эпиграф - из стихотворения М. Ю. Лермонтова "Поэт" - перекличка
с традицией). Логичность, доказательность, аллегоричность, характерные для
поэзии Брюсова.
б) Отрывок из стихотворения С. А. Есенина "Русь Советская". Ощущение ненужности
в ситуации замены Родины - Руси на Родину - мировую революцию.
- Сентиментализм: возможность наслаждаться созерцанием собственной эмоции;
норма не разум, а чувство; ведущий жанр - роман в письмах.
Романтизм: двоемирие; личность, отвергающая общество; ведущий жанр - элегия,
баллада.
Реализм: типизация фактов действительности ведущий жанр - роман.
Классицизм: обращение к образцам античной литературы как к эталону; строгая
иерархия жанров; ведущий жанр - трагедия.
Соцреализм: социалистически осознанная концепция мира, обусловленная эпохой
борьбы за социализм; ведущие жанры - роман, роман- эпопея.
Модернизм: в центре изображения не картина мира, а картина мира индивидуального
сознания; синтез жанров.
- а)
- А Ванька с Катькой - в кабаке...
-У ей керенки есть в чулке!
- Ванюшка сам теперь богат...
-Был Ванька наш, а стал солдат!
А. Блок "Двенадцать"
б)
Для веселия планета наша мало оборудована.
Надо вырвать радость у грядущих дней.
В этой жизни помереть не трудно.
Сделать жизнь значительно трудней.
В. Маяковский
- Первое стихотворение "Мед веков" К.Д. Бальмонта из юбилейного сборника "Ясень",
выпущенного в Ярославле в 1915 году. В Ярославле родилась мать поэта, сам
Бальмонт учился в Демидовском лицее. Именно в Ярославле вышел первый сборник
поэта, тираж которого в следствие неудачи у публики он скупает и уничтожает.
Второе стихотворение М.А. Кузмина, родившегося в 1872 году в Ярославле, о
родном городе.
Третье стихотворение М.И. Цветаевой, написанное после поездки в декабре 1914
года в Ростов Великий.
- Учащиеся могут назвать различные произведения. Необходимо, чтобы в каждом
случае была кратко прояснена связь с идеей. Приведем несколько примеров:
"Вишневый сад" А. П. Чехова, можно вспомнить слова Пети: "Вся Россия наш сад".
Из пейзажа сад превращается в символ утраченных иллюзий, сладостных и горьких
воспоминаний...
"История одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина. Намеренно в заглавии не определено
название города Глупова, пространство города расширяется до пространства России,
а история отдельного города до Истории государства Российского.
"На дне" М. Горького. Нарочитая неопределенность - на дне (чего?) - рождает
не только социально-бытовое прочтение пьесы (на дне жизни), но и философское
(на дне души).
"Котлован" А. Платонова. В названии расхождение утопии (фундамент для дома-мечты)
и реальности (могила Насти - человека будущего).
"Матренин двор" А. Солженицына. Типичный прием Солженицына - концентрация
пространства(принцип расширяющихся концентрических кругов). Дом Матрены становится
воплощением добра, справедливости, нравственности, домом праведника, без которого
нет России. И т.д.
- а) Лесков - Зощенко - Ахматова. Зощенко использовал сказовую манеру, как
и Лесков, а имена Зощенко и Ахматовой объединило печально известное постановление
ЦК ВКП(б) и доклад А. Жданова 1946 года "О журналах "Звезда" и "Ленинград",
в которых их творчество подвергнуто резкой критике за безыдейность.
б) Ахматова - Цветаева - Пастернак. Ахматовой посвящено множество стихотворений
Цветаевой, в..? произошла встреча поэтов, а с Пастернаком Цветаева вела оживленную
переписку с 1926 по 1932 год
в) Твардовский - Солженицын - Шаламов. Твардовский взял на себя смелость опубликовать,
будучи редактором "Нового мира", "Один день Ивана Денисовича". Солженицына
и Шаламова объединяет прежде всего тематика, "лагерная проза" ("Один день
Ивана Денисовича", "В круге первом"... и "Колымские рассказы").
Примечание: Третий член цепочки может быть произвольным, данные ответы
- лишь один из многих вариантов.
- 1) в; 2) б; 3) б; 4) а; 5) б.
|