Задачи для 11 классов
В этом задании представлены два признания в любви. Назовите героев, автора и произведение.
а) Ну что ж? Чему быть, так то и будет, и... нет такого коня, на котором от самого себя ускакать можно б было!.. Беру тебя в жены перед богом, своей честью, твоим отцом и всеми этими людьми. Но смотри, воле моей не перечь - я свободный человек и буду жить так, как я хочу!
б) Я не скажу вам, что я вас люблю, но я о вас всегда думаю, я вижу вас во сне, я... чувствую вас... Меня волнует ваша близость и ваши прикосновения. Но зачем вы такой жалкий! Ведь жалость сестра презрения. Подумайте, я не могу уважать вас. О, если б вы были сильный!
В предложенном списке назовите писателей, не уезжавших из страны, эмигрировавших, но возвратившихся, не вернувшихся:
Горький. Куприн, Бунин, Солженицын, Шмелев, А. Толстой, Булгаков, Пастернак, Цветаева, Бальмонт.
Перед вами отрывок из пародии. Определите, чьи тексты пародируются, какие приемы автора стали основой пародийного текста. Ответ кратко аргументируйте.
Первый жалостливый рассказ
А я вам, гражданочка, прямо скажу: не люблю я попов. Не то что бы я к партии подмазывался, антирелигиозного дурману напускал, но только не люблю я духовной категории.
А за что, спросите, не люблю? За жадность, за скаредность, - вот за что. И не то чтоб я сам мот был или бонвиван какой, но вот судите сами, какие от попов могут поступки происходить...
Перед вами два стихотворения - своего рода манифесты поэзии. Кому они принадлежат? Ответ кратко аргументируйте.
а) Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,
Как прежде, пробежал по этой верной стали,
И снова я с людьми, - затем, что я поэт.
Затем, что молнии сверкали.
б) Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
Перед вами черты художественных стилей и методов, сгруппируйте их, определив, какой стиль и метод они представляют:
Типизация фактов действительности; двоемирие; возможность наслаждаться созерцанием собственной эмоции; в центре изображения не картина мира, а картина мира индивидуального сознания; норма не разум, а чувство; личность, отвергающая общество; социалистически осознанная концепция мира, обусловленная эпохой борьбы за социализм; обращение к образцам античной литературы как к эталону; строгая иерархия жанров; ведущий жанр - трагедия; синтез жанров; ведущий жанр - элегия, баллада; ведущий жанр - роман; ведущий жанр - роман в письмах, ведущие жанры - роман, роман- эпопея.
"Цитата - это цикада..."
Назовите строки, в которых слышны отзвуки следующих стихотворных фрагментов:
а) Прикажите для общего восторгу,
Три семьдесят пять - без торгу!
Ужели же менее
За освободительное движение?..
... Да не мни, не кум,
Наблудишь - не надуешь...
Вот этот пузатенький,
Желтоватенький
И на сердце с Катенькой...
И. Анненский "Шарики детские"
б) До свиданья, друг мой, без руки и слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
С. Есенин
Вам представлены отрывки из трех стихотворений поэтов серебряного века. Назовите авторов. Как эти стихотворения связаны с ярославским краем?
...
Я был певец, колдун и царь.
Теперь, когда прошли ряды тысячелетий
И завершился круг племен,
Я помню эти дни, когда все были дети,
Как ясно помнишь яркий сон.
От вкрадчивой луны ушел к иным я чарам,
Лесной я изменил луне.
И был, как во хмелю, пьянясь цветным пожаром,
И было солнце богом мне.
И там, где взметы гор, где кондор верхолетный,
И там, где желтый сон пустынь,
Сын солнца, мед веков я накопил несчетный,
Богов венчая и богинь.
|
...
Я помню запах гряд малинных
И горниц праздничный уют,
Напевы служб умильно-длинных
До сей поры в душе поют.
Не знаю, прав ли я , не прав ли,
Не по указке я люблю.
За то, что вырос в Ярославле,
Свою судьбу благодарю.
|
Как весело сиял снежинками
Ваш - серый, -мой - соболий мех,
Как по рождественскому рынку мы
Искали ленты ярче всех.
Известно, что пространственные отношения в тексте очень важны. Назовите произведения, в которых топос заявлен в названии. Какую роль это играет в восприятии идеи произведения?
Продолжите предложенную цепочку еще одним именем, пояснив его связь с предыдущим. Поясните связь предложенных имен.
а) Лесков - Зощенко - ?
б) Ахматова - Цветаева - ?
в) Твардовский - Солженицын - ?
К каким годам 30-м, 60-м, 90-м можно отнести стихотворение:
Сотри случайные черты
Три четыре
Сотри случайные черты
Смотри случайно
Не протри только дырочки
а) к 30-м
б) к 60-м
в) к 90-м
Перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту... -это
а) сравнение
б) метафора
в) гипербола
Прочитав отрывок из стихотворения, найдите среди предложенных вариантов ответов, определяющих присутствие тропов и стилистических фигур, правильный:
Как белый камень в глубине колодца,
Лежит во мне одно воспоминанье.
Я не могу и не хочу бороться
Оно- веселье и оно - страданье.
а) сравнение, синекдоха, оксюморон
б) сравнение, оксюморон, инверсия
в) синекдоха, метафора, инверсия
В поэме "Василий Теркин" Твардовский А. Т. следует поэтической традиции
а) Некрасова Н.А.
б) Фета А. А.
в) Маяковского В. В.
В романе "Мастер и Маргарита" встречаются мотивы и образы, отсылающие к
а) К "Горе от ума" Грибоедова
б) К "Фаусту" Гете
в) К "Гамлету" Шекспира
|