Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым.
Лихачев Д. С.


2000 - II тур
Приглашение
Задания
9 класс
10 класс
Правильные ответы
9 класс
10 класс
11 класс
Итоги
2000 - I тур
2001
2002
Выход

Задачи для 11 классов

  1. В этом задании представлены два признания в любви. Назовите героев, автора и произведение.

    а) Ну что ж? Чему быть, так то и будет, и... нет такого коня, на котором от самого себя ускакать можно б было!.. Беру тебя в жены перед богом, своей честью, твоим отцом и всеми этими людьми. Но смотри, воле моей не перечь - я свободный человек и буду жить так, как я хочу!

    б) Я не скажу вам, что я вас люблю, но я о вас всегда думаю, я вижу вас во сне, я... чувствую вас... Меня волнует ваша близость и ваши прикосновения. Но зачем вы такой жалкий! Ведь жалость сестра презрения. Подумайте, я не могу уважать вас. О, если б вы были сильный!

  2. В предложенном списке назовите писателей, не уезжавших из страны, эмигрировавших, но возвратившихся, не вернувшихся:

    Горький. Куприн, Бунин, Солженицын, Шмелев, А. Толстой, Булгаков, Пастернак, Цветаева, Бальмонт.

  3. Перед вами отрывок из пародии. Определите, чьи тексты пародируются, какие приемы автора стали основой пародийного текста. Ответ кратко аргументируйте.

    Первый жалостливый рассказ

    А я вам, гражданочка, прямо скажу: не люблю я попов. Не то что бы я к партии подмазывался, антирелигиозного дурману напускал, но только не люблю я духовной категории.
    А за что, спросите, не люблю? За жадность, за скаредность, - вот за что. И не то чтоб я сам мот был или бонвиван какой, но вот судите сами, какие от попов могут поступки происходить...

  4. Перед вами два стихотворения - своего рода манифесты поэзии. Кому они принадлежат? Ответ кратко аргументируйте.

    а) Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,
    Как прежде, пробежал по этой верной стали,
    И снова я с людьми, - затем, что я поэт.
    Затем, что молнии сверкали.

    б) Приемлю все.
    Как есть все принимаю.
    Готов идти по выбитым следам.
    Отдам всю душу октябрю и маю,
    Но только лиры милой не отдам.

  5. Перед вами черты художественных стилей и методов, сгруппируйте их, определив, какой стиль и метод они представляют:

    Типизация фактов действительности; двоемирие; возможность наслаждаться созерцанием собственной эмоции; в центре изображения не картина мира, а картина мира индивидуального сознания; норма не разум, а чувство; личность, отвергающая общество; социалистически осознанная концепция мира, обусловленная эпохой борьбы за социализм; обращение к образцам античной литературы как к эталону; строгая иерархия жанров; ведущий жанр - трагедия; синтез жанров; ведущий жанр - элегия, баллада; ведущий жанр - роман; ведущий жанр - роман в письмах, ведущие жанры - роман, роман- эпопея.

  6. "Цитата - это цикада..."
    Назовите строки, в которых слышны отзвуки следующих стихотворных фрагментов:

    а) Прикажите для общего восторгу,
    Три семьдесят пять - без торгу!
    Ужели же менее
    За освободительное движение?..
    ... Да не мни, не кум,
    Наблудишь - не надуешь...
    Вот этот пузатенький,
    Желтоватенький
    И на сердце с Катенькой...
    И. Анненский "Шарики детские"

    б) До свиданья, друг мой, без руки и слова,
    Не грусти и не печаль бровей,-
    В этой жизни умирать не ново,
    Но и жить, конечно, не новей.
    С. Есенин

  7. Вам представлены отрывки из трех стихотворений поэтов серебряного века. Назовите авторов. Как эти стихотворения связаны с ярославским краем?

    ...
    Я был певец, колдун и царь.
    Теперь, когда прошли ряды тысячелетий
    И завершился круг племен,
    Я помню эти дни, когда все были дети,
    Как ясно помнишь яркий сон.
    От вкрадчивой луны ушел к иным я чарам,
    Лесной я изменил луне.
    И был, как во хмелю, пьянясь цветным пожаром,
    И было солнце богом мне.
    И там, где взметы гор, где кондор верхолетный,
    И там, где желтый сон пустынь,
    Сын солнца, мед веков я накопил несчетный,
    Богов венчая и богинь.
    ...
    Я помню запах гряд малинных
    И горниц праздничный уют,
    Напевы служб умильно-длинных
    До сей поры в душе поют.
    Не знаю, прав ли я , не прав ли,
    Не по указке я люблю.
    За то, что вырос в Ярославле,
    Свою судьбу благодарю.

    Как весело сиял снежинками
    Ваш - серый, -мой - соболий мех,
    Как по рождественскому рынку мы
    Искали ленты ярче всех.
  8. Известно, что пространственные отношения в тексте очень важны. Назовите произведения, в которых топос заявлен в названии. Какую роль это играет в восприятии идеи произведения?

  9. Продолжите предложенную цепочку еще одним именем, пояснив его связь с предыдущим. Поясните связь предложенных имен.

    а) Лесков - Зощенко - ?
    б) Ахматова - Цветаева - ?
    в) Твардовский - Солженицын - ?

  10. К каким годам 30-м, 60-м, 90-м можно отнести стихотворение:

    Сотри случайные черты
    Три четыре
    Сотри случайные черты
    Смотри случайно
    Не протри только дырочки

    а) к 30-м
    б) к 60-м
    в) к 90-м

    Перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту... -это

    а) сравнение
    б) метафора
    в) гипербола

    Прочитав отрывок из стихотворения, найдите среди предложенных вариантов ответов, определяющих присутствие тропов и стилистических фигур, правильный:

    Как белый камень в глубине колодца,
    Лежит во мне одно воспоминанье.
    Я не могу и не хочу бороться
    Оно- веселье и оно - страданье.

    а) сравнение, синекдоха, оксюморон
    б) сравнение, оксюморон, инверсия
    в) синекдоха, метафора, инверсия

    В поэме "Василий Теркин" Твардовский А. Т. следует поэтической традиции

    а) Некрасова Н.А.
    б) Фета А. А.
    в) Маяковского В. В.

    В романе "Мастер и Маргарита" встречаются мотивы и образы, отсылающие к

    а) К "Горе от ума" Грибоедова
    б) К "Фаусту" Гете
    в) К "Гамлету" Шекспира

  

© Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, 2003.

Rambler's Top100