Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым.
Лихачев Д. С.


2000 - II тур
Приглашение
Задания
9 класс
10 класс
11 класс
Правильные ответы
10 класс
11 класс
Итоги
2000 - I тур
2001
2002
Выход

Ответы на задания второго тура проекта по литературе
9 класс

  1. а) М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени", объяснение княжны Мэри и Печорина.
    б) Н.В. Гоголь "Ревизор", объяснение Хлестакова и Анны Андреевны.
    в) А.С. Пушкин "Дубровский", объяснение Владимира Дубровского и Марьи Кириловны Троекуровой.

  2. Первая пародия на произведения И.А. Крылова. Использован излюбленный им жанр басни с морально- дидактическим выводом в конце (традиционный жанр для классицизма), а также грамматически устаревшие формы слов, как попытка воспроизвести язык начала 19 века. Вторая пародия на стихотворения А.С. Пушкина. В основе - строки из стихотворения "К няне"(ср.: "Подруга дней моих суровых..." и "Старушка дряхлая жила, / И другом дней своих суровых...") и стихотворения "Пророк" (ср.: "Духовной жаждою томим" и "... томим духовной жаждой").

  3. Классицизм: обращение к образцам античной литературы как к эталону; строгая иерархия жанров; ведущий жанр - трагедия.
    Сентиментализм: возможность наслаждаться созерцанием собственной эмоции; норма не разум, а чувство; ведущий жанр - роман в письмах.
    Романтизм: двоемирие; личность, отвергающая общество; ведущий жанр - элегия, баллада.
    Реализм: Типизация фактов действительности. Bедущий жанр - роман.

  4. Первый отрывок из стихотворения А.С. Пушкина "Поэт", второй из одноименного стихотворения Лермонтова. В обоих отрывках присутствуют слова, ставшие ключевыми для определения творчества, роли художественного слова: "божественный глагол", "колокол на башне вечевой". Роль поэта сродни пророку (всегда отверженному). В стихотворении Пушкина даже лексика близка "Пророку"(ср.: "божественный глагол" и "глаголом жги сердца людей"; "пустынные волны" и "пустыня"; "душа поэта, как пробудившийся орел" и "вещие зеницы, как у испуганной орлицы" ). В стихотворении Лермонтова традиционный для поэта образ маскарада(ср.:"Морщины прятать под румяны" и "Из под таинственной, холодной полумаски" и др.)

  5. а) эпос;
    б) онегинская строфа;
    в) эпитет;
    г) метафора;
    д) хорей.

  6. а) М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени", портрет Печорина. У Лермонтова сравнения вообще редки, а данное не только позволяет описать породистость Печорина, но и отсылает к предыдущей части текста - к "Бэле", Карагезу, подчеркивая норовистость героя.
    б) Н. В. Гоголь "Мертвые души", описание лица Манилова. Характерное для Гоголя сравнение в его развернутости, ассоциативные связи выводят новых героев, более живых, чем непосредственные герои поэмы.

  7. а) Служенье муз не терпит суеты,
    Прекрасное должно быть величаво.
    А.С. ПУШКИН
    б) Что ж? Веселитесь... он мучений
    Последних вынести не мог:
    Угас, как светоч, дивный гений,
    Увял торжественный венок.
    М.Ю. ЛЕРМОНТОВ "СМЕРТЬ ПОЭТА"
    в) На берегу пустынных волн
    Стоял он, дум великих полн,
    И в даль глядел. Пред ним широко
    Река неслася; бедный челн
    По ней стремился одиноко.
    По мшистым топким берегам
    Чернели избы тут и там...
    И думал он:
    Отсель грозить мы будем шведу.
    Здесь будет город заложен
    Назло надменному соседу.
    А.С. Пушкин "Медный всадник"("Вступление").

  8. По произведениям Пушкина:
    Н.А. Римский - Корсаков "Золотой петушок", "Сказка о царе Салтане";
    М. П. Мусоргский "Борис Годунов";
    П.И. Чайковский "Спящая красавица", "Пиковая дама", "Евгений Онегин";
    С. Рахманинов "Алеко";
    Направник "Дубровский";
    А. Даргомыжский "Каменный Гость";
    М.И. Глинка "Моцарт и Сальери", "Руслан и Людмила".

    По произведениям Лермонтова:
    А.И. Хачатурян "Маскарад";
    А. Рубинштейн "Демон", "Купец Калашников".

    По произведениям Гоголя:
    Н.А. Римский-Корсаков "Ночь перед Рождеством";
    П.И. Чайковский "Черевички";
    Р. Щедрин "Мертвые души";
    М. П. Мусоргский "Сорочинская ярмарка".

  9. Мать А.С. Грибоедова долгое время жила в селе Пружинино, там же находился и архив семьи, который до сих пор не найден.
    Среди знакомых ярославцев А.С. Пушкина А.И. Одоевский, автор ответа на знаменитое "Во глубине сибирских руд...", владел имением в Любимском уезде, В. Зубков, участник восстания 1825 года, Н.М. Коншин, ставший директором Ярославского Демидовского лицея благодаря хлопотам Пушкина, П. Свиньин, привлекший к изданию "Отечественных записок" Белинского и открывший в Петербурге "Русский музеум". Среди адресатов Пушкина крестьянин с. Ваулово Егор Семенов. В произведениях Пушкина упоминаются ярославцы А.И. Репнин ("Полтава"), центром обширных владений Троекурова было с. Бурмакино ("Дубровский")
    Гоголь Н.В. в "Мертвых душах" в знаменитом отступлении о птице-тройке упоминает "расторопного ярославского мужика",как воплощение движения, жизни.

  10. а)Державин - Пушкин - Лермонтов. Державин благословил Пушкина ("Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил"), а Лермонтов использовал в своем творчестве множество мотивов Пушкина, откликнулся на смерть Пушкина известным стихотворением "Смерть поэта".
    б) Пушкин - Гоголь - Иванов. Пушкин, как известно подарил Гоголю сюжеты "Ревизора" и "Мертвых душ", а художник А. Иванов в Италии нарисовал портрет Гоголя.
    в) Потемкин - Фонвизин - Пушкин. Потемкин, посмотрев комедию "Недоросль", произнес фразу, ставшую крылатой: "Умри, Денис, лучше не скажешь!", а Пушкин не мог не вспомнить, написав о театре: "Царил Фонвизин - друг свободы..." ("Евгений Онегин")
    Примечание: Третий член цепочки может быть произвольным, данные ответы - лишь один из многих вариантов.
  

© Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, 2003.

Rambler's Top100