Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым.
Лихачев Д. С.


2003
Приглашение
Участники
Задания
9 класс
11 класс
Правильные ответы
9 класс
10 класс
11 класс
Итоги
2000 - I тур
2000 - II тур
2001
2002
Выход

10 класс

  1. По данному описанию определите, о ком из писателей или поэтов идет речь. Ответ кратко поясните.

    а) - - это Шекспир русской сцены.

    Островский - описание страстей человеческих.

    б) "Октябрь серебристо-ореховый,
    Блеск заморозков оловянный,
    Осенние сумерки -
    Чайковского и Левитана" (Б. Пастернак)

    Чехов - настроение утраты, скуки у героев.

    в) У - герои всегда делают именно то, что наиболее полно выявляет их натуру, но недостаток его метода - это отсутствие искусного построения. Сюжет в обычном понимании слова почти отсутствует. Все сводится к отношениям небольших групп героев, которые складываются не как итог заранее обдуманного плана, а как неизбежное следствие характеров этих персонажей. (Г. Джейм)

    Тургенев - конфликт между группами персонажей: поколениями, социальными группами.

    г) Вторжение инородного начала только и делает большого человека полновластным хозяином национальной культуры. Только будучи большим барином и просвещенным ценителем Паскаля, Руссо и Стендаля, - сделался "первым мужиком" в русской литературе. (Н. Вильмонт)

    Толстой - через западную философию к буддизму, "опрощению".

    д) - - творец легенд, создатель нарицательных типов, не просто схватывает некоторую характерность в людях его времени, но нащупывающих сквозные кардинальные, подспудные, почвенные, фундаментальные черты русского национального сознания и русской судьбы.

    Лесков - нарицательные национальные типы "левша", странник и т.д., выражающее особенности национального сознания.

  2. Перед вами несколько портретов героинь в одном отрывке. Определите границы отрывков, имена героинь. Назовите тексты и авторов.

    Катерина Львовна не родилась красавицей, но была по наружности женщина очень приятная. Ей отроду шел всего двадцать четвертый год; росту она была невысокого- в строгом смысле слова не была красавицей, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах ни жемчугу во рту не было, ни "миньятюрных" рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; - спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметную улыбкою. Она пополнела и поширела- Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горящего огня, оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка. Белобрысые, малопоседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепаная и пожелтелая меховая кацавейка.

    ... росту невысокого - Катерина Львовна - "Леди Макбет Мценского уезда", Н.С.Лесков;
    ... с пальцами в виде винограда - Ольга Ильинская - "Обломов", И.А. Гончаров;
    ... едва заметною улыбкою - Одинцова - "Отцы и дети", И.С. Тургенев;
    ... плодовитая самка - Наташа Ростова - "Война и мир", Л.Н. Толстой;
    ... меховая кацавейка - старуха-проценщица - "Преступление и наказание", Ф.М.Достоевский.

  3. Дж.М.Кутзее , самый знаменитый современный писатель ЮАР, написал роман "Осень в Петербурге". Прочитайте отрывок из романа. Чей Петербург "цитирует" автор? Какие детали помогли Вам это установить?

    Октябрь 1869 года. По петербургской улице, лежащей невдалеке от Сенного рынка, медленно едут дрожки. Перед высоким доходным домом извозчик натягивает вожжи.
    Сидящий в дрожках господин с сомнением оглядывает дом.
    - Ты уверен, что это здесь? - спрашивает он.
    - Шестьдесят третий нумер по Свечной, как приказывали-с.
    Господин соступает на мостовую. Это человек на исходе средних лет, бородатый, сутулый; высокий лоб и густые брови сообщают ему выражение спокойное и сосредоточенное. На нем темный сюртук несколько старомодного покроя.
    - Подожди меня,- говорит он извозчику.
    За ободранными, облупившимися фасадами старых домов в окрестностях Сенной еще сохраняются остатки прежней изысканности, хоть большею частью дома эти вмещают теперь меблированные комнаты, сдаваемые мелким чиновникам, студентам и мастеровым. В проемах между домами выросли, местами стена в стену, кривоватые деревянные постройки этажа где в два, где в три - муравейники комнат, комнаток, комнатушек, в которых ютится самая жалкая беднота.
    Такие вот строения и подпирают с обоих боков шестьдесят третий нумер, дом из старых. Паутина балок и подпорок пересекает посередке его фасад, отчего дом кажется взятым деревянными строениями в плен. Птицы понавили гнезд в изгибах его пилястров, запятнав пометом фасад.
    Несколько ребятишек, забравшихся на подпорки, чтобы кидать оттуда камни в уличные лужи и затем, спрыгивая на мостовую, подбирать их, прерывают игру и разглядывают чужака. Трое из них, те, что поменьше, мальчики, четвертая, видимо главная, - девочка со светлыми волосами и замечательно темными глазами.
    - Добрый вечер, - говорит он детям. - Не знает ли кто из вас, где проживает Анна Сергеевна Коленкина?
    Мальчики не отвечают, смотрят насупленно, неприступно. Девочка же, поколебавшись, раскрывает, роняя камни, ладонь.
    - Идемте, - говорит она.
    На третьем этаже шестьдесят третьего нумера прямо с лестничной площадки открывается длинный проход. Следуя за девочкой, господин идет темным, кривым, пропахшим капустой и вареной говядиной коридором, мимо открытых дверей уборных, к двери закрытой, выкрашенной в серую краску. Девочка пинком растворяет ее.
    Они попадают в длинную, низкую комнату, с тусклым светом из единственного окна, пробитого в стене на высоте головы. Тяжелые, как бы парчовые обои на длинной стене словно усугубляют мрак. Женщина в черном встает, поворачиваясь к нему.

    Кутзее мастерски воспроизводит атмосферу Петербурга Достоевского. Сенная площадь - место покаяния Раскольникова. Петербург Достоевского - это Петербург "маленьких людей", чиновников и студентов. "Муравейники комнат" - это намек на известную метафору социалистического рая - муравейник, впротивовес хрустальному дворцу . Узкие коридоры, низкие и тесные комнаты - еще одна примета Петербурга Достоевского, аналог духоты и духовной безысходности.

  4. В данном отрывке найдите все известные вам тропы. Определите цель их использования автором.

    Консерватория в эти часы походила на цирк порой утренней уборки. Пустовали клетки амфитеатров. Медленно наполнялся партер. Насилу загнанная в палки на зимнюю половину, музыка шлепала оттуда лапой по деревянной обшивке органа. Вдруг публика начинала прибывать ровным потоком, точно город очищали неприятелю. Музыку выпускали. Пестрая, несметно ломящаяся, молниеносно множащаяся, она скачками рассыпалась по эстраде. Ее настраивали, она с лихорадочной поспешностью неслась к согласью и, вдруг, достигнув гула неслыханной слитности, обрывалась на всем басистом вихре, вся замерев и выровнявшись вдоль рампы.
    ( Б. Пастернак "Охранная грамота")

    Консерватория походила на цирк - сравнение;
    клетки амфитеатров - метафора;
    музыка шлепала палкой - метафора (олицетворение);
    публика ровным потоком - сравнение;
    точно город очищали неприятелю - сравнение;
    скачками рассыпалась - метафора (олицетворение);
    пестрая, ломящаяся, множащаяся - эпитеты;
    неслась, обрывалась, замерев и выровнявшись - олицетворение;
    Тропы реализуют задачу сравнения музыки с диким зверем в цирке, подчиненным дрессировщику (музыканту, дирижеру).

  5. Исправьте допущенные в утверждениях ошибки. Ответ кратко поясните.

    а) "Премудрый пискарь" - юмористическая сказка Салтыкова-Щедрина, в основе которой лежит знаменитый сюжет "робинзонады".

    Сказки Салтыкова-Щедрина являются обличающе - сатирическими. Сюжет "робинзонады" лежит в основе другой сказки - "Как мужик двух генералов прокормил".

    б) Л. Толстой занимает позицию всезнающего автора в историческом романе "Война и мир", поэтому точка зрения персонажей в романе незначима.

    Роман Толстого "Война и мир" является романом -эпопеей, включает не только черты исторического романа, но и семейной хроники, философского трактата. Некоторые эпизоды в романе даны глазами героев: Бородинское сражение - глазами Пьера, совет в Филях - девочки Малаши, театральное представление - Наташи. Смена точки зрения - снятие привычных оценок, способ увидеть истинное.

    в) "Пролог" поэмы "Кому на Руси жить хорошо" написан в жанре баллады.

    "Пролог" близок сказке по жанру. Сказочное число мужиков -7, волшебные помощники - скатерть-самобранка, сказочные образы - ведьма, леший. Фольклорное начало поддерживает народную проблематику поэмы.



Со всеми вопросами обращайтесь:

  • e-mail: kira@edu.yar.ru
  • тел: (0852) 32-88-91, 30-29-62, Гусева Кира Евгеньевна.

ї Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, 2003.

Rambler's Top100