11 класс
- 1. По данному описанию, определите о ком из поэтов или писателей идет речь, свой ответ кратко поясните:
а) Как воды гор, твой голос горд и чист.
Алмазный стих наполнен райским медом.
Ты любишь мир и юный месяц, лист,
Желтеющий над смуглым сочным плодом.
Ты любишь змей, тяжелых злых узлов
Лиловый лоск на дне сухой ложбины.
Ты любишь снежный шелест голубиный
Вокруг лазурных влажных куполов.
|
Бунин - пейзажность, живописность лирики, интерес к христианской тематике.
|
б) Как любил я стихи!
Перечитывать их не могу,
Но следы, например, вот такого
Перебора остались в мозгу:
"-И умру я не в летней беседке
от обжорства и от жары,
а с небесною бабочкой в сетке
на вершине дикой горы" (В. Набоков)
|
Гумилев - вторая строфа - подражание стихотворению "Я и Вы":
И умру я не на постели При нотариусе и враче, А в какой-нибудь дикой щели, Утонувшей в густом плюще-
|
в) <-> его поэзия, такая настоящая, выросшая до размеров il gigante Микельанджело и по праву занявшая первое место на европейском чемпионате поэзии, все же остается русской провинцией, чем-то гениально-доморощенным. Как это он не сбросит с себя всех этих осипов бриков и крученых, которые консервируют его недостатки себе на праздную забаву!
(Б. Пастернак)
|
Маяковский - грандиозность замыслов и образов, влияние Крученых и Брика.
|
г) Моя двусмысленная слава
Двусмысленна не потому,
Что я превознесен неправо,
Не по таланту своему, -
А потому, что явный вызов
Условностям в моих стихах
И ряд изысканных сюрпризов
В капризничающих словах. <->
|
Северянин - типичный лексический набор эгофутуриста(изысканных, капризничающих).
|
д) - ждал этой бури и встряски.
Ее огневые штрихи
Боязнью и жаждой развязки
Легли в его жизнь и стихи. (Б.Пастернак)
|
Блок - трагическая роль революции в его судьбе и поэзии
|
е) Я - антропофил, геофил, для меня, прежде всего, существуют человек и земля, на которой, работая, он создает для себя вторую природу.
|
Горький - интерес к теме человека и в романтических, и в реалистических рассказах, странничество по Руси.
|
- Перед вами несколько портретов героинь в одном отрывке. Определите границы отрывков, имена героинь. Назовите тексты и авторов.
Сантиметров на десять ниже Материнской нормы - и оттого вся кругло обточенная, и розовый О - рот раскрыт навстречу каждому моему слову. И еще: круглая пухлая складочка на запястье руки - такие бывают у детей (Е.Замятин "Мы", О-90). Она была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами, которые она к тому же по близорукости щурила, с надменным выражением в маленьком чувственном рте, особенно в слегка выдвинутой вперед полной нижней губе, - лицо это, однако пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью (А.Куприн "Гранатовый браслет", Анна Николаевна Фриессе, сестра Веры).Она лежала сейчас навзничь - веревочка через темя и подбородок держала ее уста сомкнутыми, длинные, обнаженные ноги были покрыты густым пухом, почти шерстью, выросшей от болезни и бесприютности, какая-то древняя ожившая сила, превращающая мертвую еще при ее жизни в обрастающее шкурой животное (А.Платонов "Котлован", мать Насти). Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови сгустились и черными ровными дугами легли над зазеленевшими глазами. Тонкая вертикальная морщина, перерезавшая переносицу, появившаяся тогда, в октябре- бесследно исчезла. Исчезли и желтые тени у висков и две чуть заметные сеточки у наружных углов глаз. Кожа и щеки налились розовым цветом, лоб стал бел и чист (М. Булгаков "Мастер и Маргарита", Маргарита).
- Источник сюжета следующего текста хорошо известен - это "Одиссея", а вот чья манера письма пародируется? Какие особенности стиля помогли Вам это установить?
Сидела в своем доисторическом античном Жакте некая Пенелопа и чего-то там не то вязала, не то штопала.
Может, она носки штопала своему ненаглядному Одиссею или там салфеточку на письменный стол.
Только была она безуспешная полувдова на распутьи. Ее законный супруг шлялся по заграницам, а женихи, между прочим, напирали.
Они напирали шумной доисторической толпой справа и слева и на древнегреческом языке объясняли несознательной женщине, что, дескать, все сроки кончены, и нечего вола вертеть.
Но Пенелопа - ни в зуб ногой, и осталась доштопывать носки, соблюдая верность своему Одиссею.
(авторский стиль сохранен)
Пародируются рассказы Зощенко М., а именно сказовая манера, при которой происходит ориентация на речь персонажа, а позиция автора
оказывается скрытой. Речь персонажа - одно из ярких средств его характеристики как среднего "массового"человека, особенно заметно
присутствие прозаизмов (напирали, не в зуб ногой, шлялся и др.) и примет времени (Жакт)
- Проанализируйте стихотворение В. Набокова "Встреча" в зеркале лирики А. Блока.
"И странной
близостью закованный"
А. Блок
Тоска, и тайна, и услада-
Как бы из зыбкой черноты
Медлительного маскарада
На смутный мост явилась ты.
И ночь текла, и плыли молча
В ее атласные струи
Той черной маски профиль волчий
И губы нежные твои.
И под каштаны вдоль канала
Прошла ты, искоса маня;
И что душа в тебе узнала,
Чем волновала ты меня?
Иль в нежности твоей минутной,
В минутном повороте плеч
Переживал я очерк смутный
Других-неповторимых встреч?
|
И романтическая жалость
Тебя, быть может, привела
Понять, какая задрожала
Стихи пронзившая стрела?
Я ничего не знаю. Странно
Трепещет стих, и в нем - стрела-
Быть может, необманной, жданной
Ты, безымянная, была?
Но недоплаканная горесть
Наш замутила звездный час.
Вернулась в ночь двойная прорезь
Твоих - непросиявших - глаз-
Надолго ли? Навек? Далече
Брожу и вслушиваюсь я
В движенье звезд над нашей встречей-
И если ты судьба моя-
Тоска, и тайна, и услада,
И словно дальняя мольба-
Еще душе скитаться надо.
Но если ты - моя судьба-
1923г.
|
Обозначим наиболее важные аспекты сравнения.
Эпиграф - строка из стихотворения Блока "Незнакомка".
Но приметы и образы, воспроизводимые в данном стихотворении характерны для периода "Стихов о Прекрасной Даме". Традиционный сюжет встречи лирического героя и с возлюбленной, олицетворяющей Душу Мира ( в соответствии с философией В. Соловьева). Однако во второй период творчества, когда собственно и создается "Незнакомка", в лирике Блока появляется мотив страха невстречи, см. "Но страшно мне, изменишь облик ты! " Лексический ряд: тоска, тайна, судьба - типично блоковский ("Глухие тайны мне поручены" и др.). Мотив обмана, подлога связан с образом маски, маскарада и дополняется множественностью смыслов, иных встреч. Мотив неуверенности прочитывается в риторических вопросах: "Иль это только снится мне?" ср. "Надолго ли? Навек?". Образ встречи в обоих стихотворениях - это и встреча с творчеством. Сходным с блоковским является и ритмический рисунок - 4 стопный - у Блока -дольник, у Набокова - ямб. Однако, в стихотворении Набокова отчетливо прочитывается неблоковский возможный "хэппи энд", чем снимается многозначностьи драматизм. Кроме того многозначность передается различными средствами - у Блока - символами, а у Набокова - многоточиями, повторами.
- Найдите в цепочке четвертый лишний. Свой ответ кратко поясните.
а) Аполлон - Весы - Версты - Мир искусства; Аполлон, Весы, Мир искусства - журналы серебряного века. Лишнее - Версты - сборник М.Цветаевой
б) громкая лирика - деревенская проза - тихая лирика - городская комедия; громкая и тихая лирика, деревенская проза - направления в литературе 60-80-х годов. Понятия городская комедия не существует
в) Дохлая луна - Пощечина общественному вкусу - Голубая роза - Бубновый валет; Дохлая луна, Пощечина общественному вкусу - манифесты футуристов, Бубновый валет - объединение художников- футуристов. Лишнее - Голубая роза - объединение художников -символистов
г) Шолохов - Бунин - Солженицын - Куприн. Шолохов, Бунин, Солженицын являются Нобелевскими лауреатами. Лишнее - Куприн
Со всеми вопросами обращайтесь:
- e-mail: kira@edu.yar.ru
- тел: (0852) 32-88-91, 30-29-62, Гусева Кира Евгеньевна.
|