Мастер сказок :  

-..Родники вы мои, родники,

Цвет небесный, серебряно-синий.

Если будут звенеть родники,

Будет биться и сердце России.

Олег Газманов


Команды:

АЮН, г. Ярославль, школа 4
Родничок-2, г. Волковыск, р. Беларусь
Росинка, Лесосибирск, школа 8
Экоша, Ярославль, школа-сад 99
Капитошка, Ярославль, школа-сад 191
Львы, Ярославль, школа 73
Мудрые совята, Переславль-Залесский, клуб "Серая сова"
Universal, Ярославль, школа 33
Команда "Капелька", Зеленогорск , Гимназия 164
Прадслава, Витебск , клуб ЮНЕСКО
Команда гимназии 2, Ярославль
Усть-Илимские родники, Усть-Илимский экспериментальный лицей
Озерки, Заозерская школа, Угличский район


Команда "Мудрые совята", г. Переславль-Залесский, клуб "Серая сова"

Варваринский родник

Варваринский родник расположен рядом со старой дорогой Переславль-Заозерье - Углич, в полутора километрах от старинного села Купань. К роднику ведут две дороги: через Кухмарь и через поселок Купанское. Родник известен более двух столетий. Еще в 20-е годы прошлого века жители сел Купань, Усолье, Хмельники на Иванов день устраивали у родника празднества, мыли, прибирали деревянную часовенку, стоящую над родником, украшали ее цветами и зелеными ветками, водили хороводы и обливали друг друга водой из родника, смывая с себя все беды, болезни и наговоры. По существовавшему давнему поверью, вода из Варвариного родника излечивает от многих болезней. Омывшись водой, надо обтереться чистым полотенцем и привязать ленточку к кресту, стоящему над родником, или к ветвям стоящих рядом сосенок. Снимать эти ленточки нельзя, по существовавшим поверьям, так как можно помешать лечению, или взять на себя чужую болезнь. Лечение лучше проводить на утренней заре, предварительно прочитать молитву и попросить святую великомученицу Варвару об исцелении. По местным преданиям, святая Варвара помогает всем, независимо от отношения к религии, лишь бы они прошли на родник. Второй местный праздник - Варварин день - 17 декабря. В этот день в селе Купань проводилась большая церковная служба, а потом все население шло на родник за водой. Вода, взятая в этот день, считалась особо целебной, равной пор силе разве что крещенской.



Источник был очень популярен, привлекал большое количество паломников и приносил, по-видимому, большие доходы, о чем свидетельствует богатая и удивительно красивая для небольшого села церковь, находящаяся в крайне безобразном, разрушенном и запущенном состоянии.

Над родником стояла деревянная часовня, разрушенная в 30-е годы, а по словам других - в 60-е годы.

Во время проведения работ по осушению Купанского болота рабочие начали брать воду для мытья машин грязными ведрами из родника и мыть трактора рядом с родником. Вода помутнела, покрылась масляной пленкой, утратила вкус и прозрачность, приобрела неприятный вкус. Тогда по просьбе жителей села Купань вокруг чаши родника была установлена бетонная труба. Колодец был закрыт плитой, обложен дерном ( в 1977 году). А осенью 1992 года чаша родника была закрыта круглой железной крышкой.

Вблизи от родника возобновили разработку песчаного карьера, водители большегрузных автомобилей, перевозящих песок, ставили машины рядом с источником. Водители частного транспорта не только пользуются удобной автостоянкой, но и моют родниковой водой свои машины. Варварин родник является природно-историческим памятником и требует особой охраны и защиты. По существующим поверьям, вода обладает исключительными лечебными свойствами: помогает от заболеваний почек, желудка, излечивает ангину и простудные заболевания, кожные, ревматизм. Жителями села Купань и дачниками замечено, что при поливе садов и огородов из родника значительно повышается урожайность, овощи и фрукты приобретают приятный вкус, становятся сочными, раньше поспевают.

В прошлом году благоустройство родника продолжалось. Чтобы машины не подъезжали близко, были положены большие камни. Теперь водители вынуждены останавливаться у дороги. Очень хорошо оборудовали навес над родником. Но что обидно и досадно: к западу, метрах всего в 50, поставили большой туалет. Ведь все равно эти фекалии и моча будут отравлять источник. Как будто нельзя было поставит его подальше и сделать указатели, где он находится! На днях мы были там поздно вечером: красиво, тихо, спокойно, птицы вечерние перекликаются, вода журчит. Но все это на фоне резкого запаха мочи из этого туалета. Сразу испортилось настроение. И еще что очень обидно. Почти всегда у источники и у купальни очередь. Много туристов, москвичей. Они берут по 30-50 10-тилитровых бутылок, наполняют фляги. Кто-то благостно крестится и читает молитвы, пока ждет в очереди. А кто-то курит, бросая окурки и пачки от сигарет кругом, кто-то потягивает пиво и бутылки бросает тут же, кто-то нарушает пристойность святого места матом. Мы приходим обычно к источникам с пакетами и мешками, чтобы уносить мусор, но он всегда появляется снова. Стыдно, что для некоторых нет ничего святого.

И в заключение мы хотим поведать вам старую легенду о Варварином роднике (ключе).

Она-то, Варвара, красивая была. А отец у нее был старый, богатый и жадный. Вот он и сосватал ее за старого и богатого. А она, Варвара-то , любила одного паренька, красивого, да бедного. Она отцу-то и скажи об этом. Отец-то рассердился т говорит: "За кого сосватали, за того и выйдешь. А чтоб не дурила, завтра ж и под венец". Запер он ее в баньке, чтоб, значит, не убежала с тем пареньком, а сам за женихом поехал. Варвара ночь проплакала, а на зорьке крышу разобрала (крыши-то тогда соломой крыли) - и бежать. "лучше, - думает, - в лесу пропаду, чем за старого да немилого".

Утречком приезжает отец с женихом, а Варвары нет. Жених да и скажи Варвариному отцу: "Хороша же у тебя невеста, коли венца испугалась!". А отец-то у нее крутой был, схватил он топор, да и за ней. Вот она, Варвара-то, бежала по этим вот холмам, от самого Переславля. Уж отец-то ее догонять стал, о а она уж и устала. А рядышком болото было, купальское называлось. Вот тут-то он ее и догнал. И зарубил топором. Она, значит, опозорила его, перед женихом-то. Убил он Варвару, да испугался. Закопал ее в болоте-то, а жениху и другим сказал, что, мол, не догнал, и не знает, куда делась. Ну, леса тут глухие были, зверья много, опять же люди лихие встречались - разбойники значит. Поверили ему. Сгинула, девка, да все тут.

А совесть-то его мучит. Вот пришел он к могилке-то, а тут уж чаша песка золотого, и бьет из нее струйка воды серебряной, чистой, как слезы девичьи. Тут понял он, что Варвара-то перед ним не виноватая. Сказал он про то людям да жениху, да в болото и бросился. Сам себя казнил, значит. А вода-то целебная оказалась, от всех хворей лечит. Уж потом-то здесь иконку нашли, часовенку поставили, монашек при ней жил, за родником следил. А теперь вот все порушили, а люди все равно за водой ходят.

(Записано в мае 1991 года у родника от женщины, приехавшей за водой из Подмосковья. Легенду она слышала в детстве от тетки, жительницы села Купань)

Варваринский родник - другая легенда

Лет двести тому назад было здесь другое болото. Купальское прозывалось. Болото. Глубокое и страшное, ходить по нему боялись. Кто пойдет, - тот не вернется.

А в селе жил тогда один человек, по-нынешнему, может, и дурачок, а тогда по-другому называли - "Убогонький", "Божий человек". Ходил он и зимой и летом по селу босиком, в одной рубахе холщовой. Летом ли, зимой ли, по снегу, по грязи ли - все так и ходил. Люди его жалели, не обижали. Кто ему хлебушка даст, кто копеечку, кто ночевать пустит. Только в селе он редко бывал, а все ходил по болоту. Удивлялись люди: "Как он все ходит?"

Вот раз прибегает он в село и зовет народ-то: "Идите, мол, со мной скорее!". А до этого он и не говорил, а мычал только. Ну, все, конечно, удивились и пошли за ним. Вот довел он их до болота, пошел по болоту. А земля-то под ним трясется, прогибается, ходуном ходит. Наши-то мужики испугались, не идут дальше. А он зовет: "Идите, не бойтесь!" Ну, мужики, которые посмелее, и пошли. Идут они, а сами боятся и молятся, глядь, а в болоте островок, на островке бьет родничок, а в родничке иконка лежит - образ святой Варвары-Великомученицы. Мужики перекрестились, выпили водички из родничка, взяли иконку и пошли из болота. Народ-то уж идти не боялся, потому, как икона была чудесная, явленная.

Вот на горке, что против того леса, где родничок был в болоте, срубили часовенку и поставили там иконку. Утром приходят - иконы нет. Куда девалась? Пока думали, приходит божий человек и опять их зовет: "Идите за мной!" Привел он их к роднику, а икона опять там. Мужики-то ее взяли, да назад в часовенку отнесли. А на утро она опять в роднике оказалась. Поняли тогда люди, что тот родник святой, что явленный он, чтоб их от хвори лечить, спасать от грехов разных. Перенесли они часовенку на родник, икону туда поставили, там она и стояла. А в болоте с той поры стежка открылась. Многим та вода помогает, только с верой надо идти за ней, да с чистой душой.

Ключ Гремячий

На южном берегу озера Плещеева, почти у подножия высокого холма - горы Гремяч, с незапамятных времен летом и зимой мелодично звучит ручей, плавно неся прозрачные, как слеза, воды в Плещеево озеро. Жизнь потоку дал родник, носящий звучное имя Гремячий. Гремячий с незапамятных времен служил людям, использовали его как основной водоисточник.

В разгар строительной горячки на горе Гремяч, где создавалась знаменитая "потешная флотилия" Петра Первого, родник бил бойко, снабжая кораблестроителей доброкачественной водой. Вскоре на роднике была построена мельница, на которой помимо муки пилили лес, заготавливали другие строительные материалы. Мельница после завершения строительства флотилии продолжала работать, снабжала обширную округу первосортной мукой, крупой, льняным маслом. А старожилы и сейчас утверждают, что хлеб, выпеченный из муки местного помола и замешанный на родниковой воде, отличался необыкновенной пышностью, был приятно душистым и исключительно вкусным, а, главное, долго не черствел.

Старая легенда

Однажды разразилась страшной силы гроза. В небе носились громы-молнии, неистовствовал сильный ветер, поднявший столб воды с озера. Одна из молний угодила в могучий дуб, росший у холма. Где огненная стрела ушла в землю, образовалась воронка, и из нее потекла вода, забил ключ. В память об этом знаменательном явлении холм нарекли "Гремяч", а источник, давший жизнь подземной воде, получил себе имя "Гремячий".

Значительно позднее на роднике была построена водокачка, подававшая воду в пионерские лагеря, детский дом, на базу отдыха, расположенную на горе Гремяч. По заключению специалистов того времени, вода отвечала самым высоким санитарным требованиям. Гора Гремяч, музей Ботик, старинный парк, озеро Плещеево и родник Гремячий- все это единое целое. Сохранить их - наш святой долг.

И поэтому в эти весенние дни, как и в прошлом году, как и позапрошлом, мы пишем листовки, пишем заметки в газеты, обращаемся к жителям нашего края, призывая не загрязнять наши источники.

Хранители Берендеева царства

В эти весенние дни, как и в прошлом году, как и позапрошлом, мы пишем листовки, пишем заметки в газеты, обращаемся к жителям нашего края, призывая не загрязнять наши источники.

Мы собираем возле них мусор, очищаем их русла.

Помимо известных источников есть много мелких, безымянных, неисследованных, о которых почти никто не знает. Помочь таким источникам найти весной дорожку, очистить их - это наше главное дело. Три главных заповеди есть сейчас у нас:

  • бороться с мусором,
  • охранять и защищать роднички, ручьи, речушки, озера,
  • защищать лес.

Мы - мудрые совята, но летом мы называем свой отряд "хранители Берендеева царства". А что за Берендеево царство без родников?!

Мы очень много думаем над тем, как сберечь, защитить, спасти наши родники от губительного влияния цивилизации.

Вот Мария Старостина (12 лет):

Нельзя, чтобы с чистыми источниками рядом строили дома, туалеты, всякие хозяйственные сооружения. Если их строить, то на определенном расстоянии, чтобы всякие стоки от них, протекая в грунт, попадая в подземные воды,не загрязнили воду источника.

Каждый человек, отправляясь к источнику, должен осознавать, что возле него надо вести себя культурно, не мусорить, не плевать, не осквернять святое место бранью, не подавать дурной пример другим. Ведь не так трудно унести свой мусор с собой и выбросить его потом в специально отведенном месте. Тогда не только нам, а и нашим детям. И детям наших детей это богатство останется. Но, как часто мы ходим к источникам и видим одну и ту же картину: пустые бутылки - грязные пластмассовые и разбитые стеклянные, окурки и пачки от сигарет, огрызки и всякую мерзость. Мы собираем их и несем в город. Но так нельзя. Это не выход. И что-то не похоже, что мы кого-то перевоспитали своим примером, и руки, как говорится, коротки кого-то наказывать за безобразия. А что вы посоветуете? Как вы поступаете?

Если у вас такие ситуации?

Специально родник не найдешь. Они ведь, роднички, живые, и от людей, как пташки и зверушки, прячутся. Но, гуляя по лесу, у оврага, у речки, можно встретить маленький ключ, родничок. И тихо его охранять. Пусть это будет твой родничок, ты его будешь беречь.

На День воинской славы ходили мы с ребятами к Никитскому источнику - мы туда всегда летом ходим. И вот по дороге Игорь Александрович Кручинин, один из наших главных хранителей природных переславских показал по пути в зарослях маленький родничок. Он из-под песка пробивается. Я погладила его ладошками, а он и рад - играет со мной, подталкивает, подбрасывает мои ладошки кверху. Видимо, почувствовал, что я его не обижу. Народу в поход в тот день пошло много, но Игорь Александрович показал его только нам - он знает, что мы поможем этому родничку - уберем мусор, почистим русло, подумаем, как его обустроить. Но никому не покажем - иначе живо испохабят. Пусть живет, маленький и чистый. Я, правда, его еще не успела попроведать - дел было много - на конференции были заняты, в Ярославль на Фестиваль ездили. А Аня с Женей уже к нему не раз сбегали, хотя путь неблизкий.

Мы посылаем вам несколько фотографий. Посмотрите на них в Мастерской образов.


Проект проводится

при поддержке Департамента АПК, охраны окружающей среды и природопользования Администрации Ярославской области.

при содействии Ярославской областной организации Всероссийского общества охраны природы

© Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, 2004