Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым.
Лихачев Д. С.


2002
Приглашение
Участники
Задания
9 класс
10 класс
11 класс
Правильные ответы
9 класс
11 класс
Итоги
2000 - I тур
2000 - II тур
2001
Выход
    1. Катерина Ивановна.
    2. Наташа Ростова.
    3. Ольга Ильинская.
    4. Авдотья Кукшина.
    5. Лариса Дмитриевна.
    1. "Отечественные записки" - журнал, в котором публикует свои обзоры русской литературы В.Г. Белинский, свои произведения Н.В. Гоголь, И.А. Гончаров, а с 60-х годов - Салтыков-Щедрин, Островский...

    2. "Современник", основанный Пушкиным, в 1847 году переходит в руки Панаева и Некрасова до 1866 года - времени запрещения журнала. В журнале сотрудничали Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров, А.Н. Островский. С журналом связан и конфликт Некрасова и Тургенева. Тургенев не был согласен с революционными взглядами Добролюбова в статье "Когда же придет настоящий день" и порвал с журналом.

    3. "Время", редакторами журнала стали братья Ф.М. и А.М. Достоевские, журнал выходил с 1861 по 1863 года.

  1. Дуэль встречается в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина (Онегин/Ленский), в "Герое нашего времени" М.Ю. Лермонтова (Печорин/Грушницкий), в "Войне и мире" Л.Н. Толстого (Долохов/Пьер Безухов), в "Отцах и детях" И.С. Тургенева (Базаров/Павел Петрович Кирсанов).

    Дуэль Онегина и Ленского кульминационна для их взаимоотношений и подчеркивает контрастность героев ("Они сошлись..."). Дуэль предчувствуется Татьяной во сне (пятая глава). Первоначальное сомнение Онегина сломлено: "И вот общественное мненье" (цитата из "Горя от ума"). Законы дуэли нарушены, что с неудовольствием замечает Зарецкий: в качестве секунданта Евгений Онегин пригласил не дворянина, а своего слугу француза Гильо, Зарецкий также допускает несколько ошибок: при вызове на дуэль не обсудил возможность примирения, не объявил Онегина неявившимся, хотя тот опоздал на четверть часа.

    Онегин нарушает правила дуэли, чтобы продемонстрировать свое раздраженное презрение к истории, в которую он попал против собственной воли и серьезность, которой все еще не верит, а Зарецкий видит в дуэли забавную, хоть и кровавую историю, предмет сплетен. Для Пушкина гибель Ленского - способ обозначить иронический модус прочтения героя: "А может быть и то,/Поэта обыкновенный ждал удел".

    Дуэль Печорина и Грушницкого более соответствует дуэльным правилам: доктор просил врагов примириться, Печорин не опоздал на дуэль, хотя капитан попытался обвинить его в этом, перед дуэлью Печорин предлагает Грушницкому извиниться и отложить дуэль.

    Предпринятая секундантом Грушницкого бесчестная хитрость оказывается напрасной.

    Важным эпизодом в раскрытии характера Печорина оказывается даже не сама дуэль, а ночь перед дуэлью: монолог о смерти и одиночестве.

    Дуэль оказывается интересна и с точки зрения системы образов: и Вернер, и Грушницкий - двойники Печорина. Грушницкий - иронический, сниженный двойник (в отличие от контраста героев в "Евгении Онегине").

    Правила дуэли в "Отцах и детях" нарушены: между Павлом Петровичем и Базаровым не было явной ссоры, причина - в презрении и ненависти к друг другу. Секундантов нет, есть свидетель - слуга Петр. Сцена дуэли продолжение разногласий Базарова и Павла Петровича. Базаров снисходительно соглашается с условиями дуэли, тогда как для Павла Петровича этот ритуал - часть его жизни, культурных традиций. Сцена дуэли - своего рода пародия на "классическую модель" дуэли.

  2. Примеры школьников могут быть разнообразны, приведем вариант ответа.

    В системе образов "Войны и мира" Л.Н. Толстого герои положительные - динамичные, изменяются, проходят путь духовного становления, это касается "любимых" героев Толстого - Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наталии Ростовой, герои же отрицательные статичны, не изменяются, задаются единственной деталью (мраморные плечи Элен), таковы Элен и Анатоль Куракины, например.

    Принцип статики/динамики может быть рассмотрен на примере романа "Обломов" И.А. Гончарова и др.

    1. Сказка не фольклорная, а литературная (авторская), не юмористическая, а сатирическая, носящая обличительный характер.

    2. Роман "Преступление и наказание" - философский роман. Соблюдены следующие черты детектива: наличие преступления и следствия, ложные ходы следствия, замкнутое пространство. Но даже эти черты детектива наполняются иным содержанием: Раскольников признается в преступлении после юридического доказательства невиновности, замкнутое пространство реализует идею нравственной духоты.

      С самого начала, в противовес детективу, нам известно имя убийцы, а само название произведения переносит акцент на наказание (что остается за рамками детектива). Преступление рассматривается в плоскости философии и нравственности.

    3. "Война и мир" - роман-эпопея, а не семейная хроника, т.е. произведение монументальное по форме, касающееся не только истории данной семьи, но и рассматривающее общенародную проблематику. В романе становление характеров главных героев подчиняется событиям национально-исторического масштаба.

  3. Лермонтов использует эпиграф из Гейне, обозначая главную коллизию произведения, отсылая читателя к источнику-оригиналу. Стихотворение выстраивается на Лермонтовских романтических контрастах: любовь/вражда, встреча/разлука, и излюбленных эпитетах "безумно-мятежной", "пусты", "хладны". Встреча - не узнавание за гробом трактуется как трагическая.

    Фет обращается к тому же источнику-оригиналу. Строки Фета вдвое короче Лермонтовских, ритмический рисунок четче. Стихотворение композиционно состоит из двух частей: "Они любили..." - "Они расстались...". Сохраняется контрастность, но финал иронически снижен по сравнению с трагически приподнятым у Лермонтова.

    Некрасов в своей пародии явно ориентируется на текст Лермонтова, используя его образный ряд, но любовную коллизию заменяет на игровую-биллиардную, таким образом, возникает явный зазор между романтически-высоким стилем и низким предметом изображения.

Со всеми вопросами обращайтесь:

  • e-mail: aliya@edu.yar.ru
  • тел: (0852) 32-88-91, 30-29-62, Хайбулина Алия Тагировна.

  

© Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, 2003.

Rambler's Top100