-
- Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Я не унижусь пред тобою" посвящено Н.Ф. Ивановой (Обресковой), дочери драматурга Ф.Ф. Иванова, ей посвящен лирический цикл 1830-32 гг.
- Стихотворение А.С. Пушкина посвящено Н.Н. Гончаровой.
"Вестник Европы" - один из лучших журналов, основан Карамзиным в 1801 году, с 1807 года им руководит Жуковский.
"Современник" - журнал, основан А.С. Пушкиным в 1830 году. Один из знаменитых русских литературных журналов, просуществовал до конца 60-х гг. XIX века.
"Литературная газета" - основана в 1830 году Пушкиным, Лермонтовым, Вяземским.
"Полярная звезда" - журнал, основанный декабристами Рылеевым, Бестужевым, в нем сотрудничал А.С. Грибоедов.
-
а)
- Характеристика Евгения Онегина, возвратившегося после дальних странствий в Москву, намек на рифмовку любовной коллизии Чацкий/Софья, Евгений Онегин/Татьяна.
- Эпиграф к седьмой главе "Евгения Онегина" - поездка Татьяны на "Ярмарку невест". Эпиграф из "Горя от ума" предвосхищает Грибоедовскую сатиру в изображении московского света.
- Неточная цитата - слова Чацкого из третьего действия комедии "А смешивать два этих ремесла/Есть тьма искусников, я не из их числа" - строки из романа М.Ю. Лермонтова "Герои нашего времени" Чацкий с его афористичным сарказмом - один из ориентиров Печорина.
б)
- Строки "Родины" Н.А. Некрасова отсылают к образу Арины Родионовны - няни А.С. Пушкина, которой посвящены "Зимний вечер", "Вновь я посетил...", "К няне".
- Последняя строка - пряма цитата из первой главы "Евгения Онегина":
"Чтобы насмешливый читатель...
Не повторял потом безбожно,
Что намарал я свой портрет,
Как Байрон, гордости поэт,
Как будто нам уж невозможно
Писать поэмы о другом,
Как только о себе самом."
У Пушкина идет речь об образе автора, он пытается избавиться от тенденции массовой литературы, ставящей знак равенства между автором и главным героем. У Некрасова - как раз наоборот.
Сцены дуэли встречаются: в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина и в "Герое нашего времени" М.Ю. Лермонтова, дуэль Онегин/Ленский и Печорин/Грушницкий.
Дуэль Онегина и Ленского кульминационна для их взаимоотношений и подчеркивает контрастность героев ("Они сошлись..."). Дуэль предчувствуется Татьяной во сне (пятая глава). Первоначальное сомнение Онегина сломлено: "И вот общественное мненье" (цитата из "Горя от ума"). Законы дуэли нарушены, что с неудовольствием замечает Зарецкий: в качестве секунданта Евгений Онегин пригласил не дворянина, а своего слугу француза Гильо, Зарецкий также допускает несколько ошибок: при вызове на дуэль не обсудил возможность примирения, не объявил Онегина не явившимся, хотя тот опоздал на четверть часа.
Онегин нарушает правила дуэли, чтобы продемонстрировать свое раздраженное презрение к истории, в которую он попал против собственной воли и серьезность, которой все еще не верит, а Зарецкий видит в дуэли забавную, хоть и кровавую историю, предмет сплетен. Для Пушкина гибель Ленского - способ обозначить иронический модус прочтения героя: "А может быть и то,/Поэта обыкновенный ждал удел".
Дуэль Печорина и Грушницкого более соответствует дуэльным правилам: доктор просил врагов примириться, Печорин не опоздал на дуэль, хотя капитан попытался обвинить его в этом, перед дуэлью Печорин предлагает Грушницкому извиниться и отложить дуэль.
Предпринятая секундантом Грушницкого, бесчестная хитрость оказывается напрасной.
Важным эпизодом в раскрытии характера Печорина оказывается даже не сама дуэль, а ночь перед дуэлью: монолог о смерти и одиночестве.
Дуэль оказывается интересна и с точки зрения системы образов: и Вернер, и Грушницкий - двойники Печорина. Грушницкий - иронический, сниженный двойник (в отличие от контраста героев в "Евгении Онегине").
-
- Ошибка в определении жанра. "Мертвые души" Н.В. Гоголя - поэма, жанр лиро-эпический, выводящий на первый план не только повествование, но и образ автора, лирическую стихию его чувств и размышлений.
- Ошибка в определении стихотворного размера. Стихотворение "К морю" написано четырехстопным ямбом.
- Ошибка в хронологической последовательности событий. Правильная последовательность повестей "Героя нашего времени" по хронологии:
Тамань, Княжна Мэри, Фаталист, Бэла, Максим Максимович.
- Ошибка в сравнении. Дважды в тексте Татьяна сравнивается со Светланой, героиней одноименной баллады Жуковского В.А.: "Да та, которая грустна/И молчалива как Светлана", эпиграфом к пятой главе служит строчка баллады: "О, не знай сих страшных снов/Ты, моя Светлана!"
Со всеми вопросами обращайтесь:
- e-mail: aliya@edu.yar.ru
- тел: (0852) 32-88-91, 30-29-62, Хайбулина Алия Тагировна.
|