Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым.
Лихачев Д. С.


2002
Приглашение
Участники
Задания
9 класс
10 класс
11 класс
Правильные ответы
10 класс
11 класс
Итоги
2000 - I тур
2000 - II тур
2001
Выход
    1. Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Я не унижусь пред тобою" посвящено Н.Ф. Ивановой (Обресковой), дочери драматурга Ф.Ф. Иванова, ей посвящен лирический цикл 1830-32 гг.
    2. Стихотворение А.С. Пушкина посвящено Н.Н. Гончаровой.
  1. "Вестник Европы" - один из лучших журналов, основан Карамзиным в 1801 году, с 1807 года им руководит Жуковский.

    "Современник" - журнал, основан А.С. Пушкиным в 1830 году. Один из знаменитых русских литературных журналов, просуществовал до конца 60-х гг. XIX века.

    "Литературная газета" - основана в 1830 году Пушкиным, Лермонтовым, Вяземским.

    "Полярная звезда" - журнал, основанный декабристами Рылеевым, Бестужевым, в нем сотрудничал А.С. Грибоедов.

  2. а)
    1. Характеристика Евгения Онегина, возвратившегося после дальних странствий в Москву, намек на рифмовку любовной коллизии Чацкий/Софья, Евгений Онегин/Татьяна.
    2. Эпиграф к седьмой главе "Евгения Онегина" - поездка Татьяны на "Ярмарку невест". Эпиграф из "Горя от ума" предвосхищает Грибоедовскую сатиру в изображении московского света.
    3. Неточная цитата - слова Чацкого из третьего действия комедии "А смешивать два этих ремесла/Есть тьма искусников, я не из их числа" - строки из романа М.Ю. Лермонтова "Герои нашего времени" Чацкий с его афористичным сарказмом - один из ориентиров Печорина. б)
      1. Строки "Родины" Н.А. Некрасова отсылают к образу Арины Родионовны - няни А.С. Пушкина, которой посвящены "Зимний вечер", "Вновь я посетил...", "К няне".
      2. Последняя строка - пряма цитата из первой главы "Евгения Онегина":

        "Чтобы насмешливый читатель...
        Не повторял потом безбожно,
        Что намарал я свой портрет,
        Как Байрон, гордости поэт,
        Как будто нам уж невозможно
        Писать поэмы о другом,
        Как только о себе самом."

        У Пушкина идет речь об образе автора, он пытается избавиться от тенденции массовой литературы, ставящей знак равенства между автором и главным героем. У Некрасова - как раз наоборот.

    4. Сцены дуэли встречаются: в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина и в "Герое нашего времени" М.Ю. Лермонтова, дуэль Онегин/Ленский и Печорин/Грушницкий.

      Дуэль Онегина и Ленского кульминационна для их взаимоотношений и подчеркивает контрастность героев ("Они сошлись..."). Дуэль предчувствуется Татьяной во сне (пятая глава). Первоначальное сомнение Онегина сломлено: "И вот общественное мненье" (цитата из "Горя от ума"). Законы дуэли нарушены, что с неудовольствием замечает Зарецкий: в качестве секунданта Евгений Онегин пригласил не дворянина, а своего слугу француза Гильо, Зарецкий также допускает несколько ошибок: при вызове на дуэль не обсудил возможность примирения, не объявил Онегина не явившимся, хотя тот опоздал на четверть часа.

      Онегин нарушает правила дуэли, чтобы продемонстрировать свое раздраженное презрение к истории, в которую он попал против собственной воли и серьезность, которой все еще не верит, а Зарецкий видит в дуэли забавную, хоть и кровавую историю, предмет сплетен. Для Пушкина гибель Ленского - способ обозначить иронический модус прочтения героя: "А может быть и то,/Поэта обыкновенный ждал удел".

      Дуэль Печорина и Грушницкого более соответствует дуэльным правилам: доктор просил врагов примириться, Печорин не опоздал на дуэль, хотя капитан попытался обвинить его в этом, перед дуэлью Печорин предлагает Грушницкому извиниться и отложить дуэль.

      Предпринятая секундантом Грушницкого, бесчестная хитрость оказывается напрасной.

      Важным эпизодом в раскрытии характера Печорина оказывается даже не сама дуэль, а ночь перед дуэлью: монолог о смерти и одиночестве.

      Дуэль оказывается интересна и с точки зрения системы образов: и Вернер, и Грушницкий - двойники Печорина. Грушницкий - иронический, сниженный двойник (в отличие от контраста героев в "Евгении Онегине").

      1. Ошибка в определении жанра. "Мертвые души" Н.В. Гоголя - поэма, жанр лиро-эпический, выводящий на первый план не только повествование, но и образ автора, лирическую стихию его чувств и размышлений.
      2. Ошибка в определении стихотворного размера. Стихотворение "К морю" написано четырехстопным ямбом.
      3. Ошибка в хронологической последовательности событий. Правильная последовательность повестей "Героя нашего времени" по хронологии: Тамань, Княжна Мэри, Фаталист, Бэла, Максим Максимович.
      4. Ошибка в сравнении. Дважды в тексте Татьяна сравнивается со Светланой, героиней одноименной баллады Жуковского В.А.: "Да та, которая грустна/И молчалива как Светлана", эпиграфом к пятой главе служит строчка баллады: "О, не знай сих страшных снов/Ты, моя Светлана!"

    Со всеми вопросами обращайтесь:

    • e-mail: aliya@edu.yar.ru
    • тел: (0852) 32-88-91, 30-29-62, Хайбулина Алия Тагировна.

  

© Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, 2003.

Rambler's Top100