-
Пародия на поэзию В. Хлебникова. Пародируется изобретенный будетлянами новый язык "заумь", по мысли В. Хлебникова, приближающий читателя к "ладу мира".
Пародия на поэзию И. Северянина (в основе пародии - стихотворение "Ананасы в шампанском"). Пародируется пристрастие И. Северянина к "эстетству".
"Бог с тобой. ..." - Лука,
"Я ведь тоже через многое прошел..." - Сатин (М. Горький "На дне"),
"А потом встретил человека необыкновенного..." - Левий Матвей и Иешуа Га-Ноцри (М. Булгаков "Мастер и Маргарита"),
"... А все - люди! ..." - Лука.
-
Журналы серебряного века:
"Аполлон" - журнал связанный с символизмом, но достигший рассвета как акмеистический журнал (аполлоническое, гармоническое начало). Редактор С. Маковский. Издавался с 1909 по 1917 года.
"Весы" - журнал символистов, фактическим руководителем которого был В.Я. Брюсов. Издавался в Москве с 1904 по 1909 года.
"Мир искусства" - журнал-орган одноименного объединения. Выходил в Петербурге в 1899-1904 годах. Бессменным редактором журнала был С. Дягилев - организатор русских сезонов в Париже. Журнал обращался не к академическому искусству и передвижничеству, а к модерну.
Праисточником текста Бродского является пушкинское стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный". Бродский с первых строк указывает на инаковость своего манифеста по сравнению с Пушкинским, не декларируя понятие доброты и свободы, а обращая внимание на ситуацию поэта XX века. Поэта, живущего в "постыдное столетье", где море, у романтиков олицетворявшее свободную стихию, принципиально несвободно ("море полуправд").
Позиция поэта связана с вертикалью, обращеньем к вечности ("мне высота мила"). Обращение к Музе, характерное для пушкинского стихотворения в финале, здесь лишено значения финального тезиса. Отношение к памятникам в XX веке, вечная смена вех и авторитетов (указание на традиционную установку бюстов героев в тоталитарном пространстве) противопоставлено у Бродского облику незрячего (=мудрого) поэта, устремленного к высотам духа через страдание (в последних строках явная связь не столько с пушкинским стихотворением, сколько со стихотворением Тютчева "Фонтан").
Понятие "маленький человек" относимо в литературе XIX века к герою, занимающего одно из низших мест в социальной иерархии, что определяет его психологию и общественное поведение (приниженность, соединенная с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью). Среди авторов и произведений на эту тему: "Станционный смотритель" А.С. Пушкина, "Шинель" Н.В. Гоголя, "Бедные люди", "Униженные и оскорбленные" Ф.М. Достоевского и др.
В XX веке тема маленького человека трансформируется. Для серебряного века характерны следующие тенденции:
- маленький человек превращается в Человека (именно с большой буквы), дорастающего до духовной самостоятельности. Эта тенденция очевидна в творчестве писателей-"знаньевцев" (см. М. Горький "Человек", А. Куприн "Поединок": Ромочка становится Георгием и т.д.);
- маленький человек мал причине своей смертности, мгновенности существования на фоне вечности бытия (в основном у модернистов, см. Ф. Сологуб "Маленький человек" и др.);
- маленький человек ответственный за историю (И.А. Бунин "Деревня" и др.).
В двадцатые года тема маленького человека рассматривается в системе: человек/массовое (тоталитарное) общество (Е. Замятин. "Мы", А. Солженицын "Один день Ивана Денисовича" и др.).
Хорошо, если в ответе школьников будет указана одна-две тенденции.
-
- Выставка "Голубая роза" была организована символистами.
- Н. Гумилев - мэтр акмеизма, в 1913 году опубликовал статью "Наследие символизма и акмеизм".
- Одним из лучших сборников К. Бальмонта стал сборник 1903 года "Будем как Солнце".
- Марина Цветаева, живя в Париже, вела активную переписку с Б. Пастернаком.
- Произведение А. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" впервые было опубликовано в журнале "Новый мир".
- Среди писателей - "деревенщиков" можно назвать Ф. Абрамова, В. Белова.
Со всеми вопросами обращайтесь:
- e-mail: aliya@edu.yar.ru
- тел: (0852) 32-88-91, 30-29-62, Хайбулина Алия Тагировна.
|