|
Туристом называют лицо, которое находится за пределами своего постоянного проживания. При этом должны быть соблюдены несколько условий:
а) турист должен провести в другой местности более 24 часов (сутки) или заночевать, иначе тогда он уже не турист, а экскурсант.
б) человек не должен получать деньги в месте временного нахождения.
в) не считаются туристами в конкретной местности военные, дипломаты, транзитные пассажиры (то есть те, кто находится в другом городе, скажем, на вокзале в ожидании своего поезда).
Из этого определения, которое принято во всем мире и у нас в России, ясно, что туристы - это не только те, кто идет в многодневный поход с ночевками и не только привычные для старшего поколения интуристы с болтающимися на животе фотоаппаратами. Если вы приехали в гости к родственникам на несколько дней, если вы поехали на соревнования, если вы вместе с родителями отдыхаете в санатории или, тем более, на северном берегу южного моря, если вы в другом городе участвуете в олимпиаде по какому-то предмету, если вы махнули с классом на несколько дней в Петербург на каникулы, если отдыхаете на даче, - во всех этих случаях смело можете себя причислять к гордому племени туристов.
Видно, что туризм бывает родственный, спортивный, лечебный, учебный, познавательный, дачный. Это если различать виды туризма по основной цели путешествия. Но выделяют еще и разные виды туризма по используемому транспорту (автомобильный, велосипедный, круизный и др.); по способу организации (одиночный и групповой, организованный и самодеятельный). Вот это то многообразие видов туризма и делает его очень интересным, но и довольно сложным для изучения.
Все объекты, которые привлекают туристов и участвуют в их обслуживании, относят к туристским ресурсам (от фр. Ressource - денежные средства). Основные ресурсы, которые используют туристы - это природные (пейзажи, лечебные свойства местности, ландшафты для отдыха, памятники природы и заповедники) и культурные (памятники архитектуры, музеи, театры, места, связанные с жизнью замечательных людей, различные фестивали и события, просто возможность пообщаться с людьми другой культуры). Другой вид ресурсов - это обеспечивающие, к которым относятся гостиницы и другие средства размещения, транспорт, магазины и т.д., то есть все то, что облегчает жизнь туристу
Никто так и не смог точно определить - что же толкает человека к перемене мест. Но видно одно - чем выше уровень развития общества, чем больше благосостояние людей, тем больше их вовлечено в туризм, тем больше спрос на туристские поездки. Это связано не только с большими доходами, но и с образом жизни. Не случайно в развитых европейских странах возможность отдыхать и путешествовать ставится в ряду главных ценностей человека наряду с возможностью образования, возможностью иметь работу, дом и семью.
Если брать сам процесс принятия решения <ехать/не ехать> и <куда ехать?>, то можно выделить несколько этапов принятия решения потенциального клиента в туризме (по материалам издания <Индустрия гостеприимства> 1995, Москва):
1 этап. Осознание проблемы. Возникает потребность куда-то поехать, что-то посмотреть, отдохнуть и т.д.
2 этап. Поиск альтернатив. Выбор типа отдыха и путешествия.
3 этап. Оценка альтернатив. Окончательный выбор места и времени.
4 этап. Размещение (прибытие).
5 этап. Последующая оценка и выводы на будущее.
Исследования предпочтений и склонностей французов в иностранном туризме, например, выделили следующие сегменты:
- <солнце и море> 26%;
- <природа и покой> 23% - в основном женщины и пожилые;
- <туризм> 21% - интересующиеся природой и культурой, женщины, старше 50 лет и сельские жители;
- <дикая и незагрязненная природа> 9% - представители свободных профессий, служащие с высшим образованием из крупных городов;
- изучение языка> 7%;
- <спорт и активность на свежем воздухе> 4%;
- <контакт с различными культурами> 5%;
- <хорошая организация и информация для туристов> 5%.
По прогнозам в начале XXI века туризм станет самой мощной отраслью сферы услуг, уступая по объему международной торговли лишь нефтепродуктам и оружию.
Почему же в последнее время стали много внимания уделять туризму в Москве, Санкт-Петербурге, городах <Золотого кольца России>, почему усиливается конкуренция стран за сомнительное удовольствие принимать у себя больше туристов? Все дело в том, что туристы <везут> с собой деньги. И эти денежные <ручейки> сливаясь, могут образовывать очень полноводные <реки>, то есть те самые инвестиции, о необходимости которых говорят сегодня на всех углах.
Приведем некоторые цифры, чтобы стал ясен масштаб явления в нашей области. В 1996 году область посетили 234 тыс. туристов (104 тыс. из них иностранных), в 1997 г. - 272,5 тыс. туристов (120 тыс. иностранных).
Среди иностранных туристов (кроме стран СНГ) преобладают соответственно граждане Германии, США, Франции.
Основные потоки туристов (45 %) - это круизы по Волге (а среди иностранных туристов таких - 70%).
Иностранных туристов по маршрутам <Золотого кольца России> - 15%.
С деловыми целями область посещает 10-15 % туристов, основное количество которых останавливается в Ярославле и Рыбинске..
В области развиваются в основном виды туризма, связанные с культурным туризмом (музейные и экскурсионные, событийные и этнографические туры) и все формы организации: индивидуальный, групповой, семейный.
За что и сколько платят туристы? Это зависит от того какой тур они приобрели. В полный набор туристских услуг, тур (или как говорят специалисты - турпакет) входят: проезд (пролет), проживание, питание, экскурсии, страховка.
Но, скажем, туристы, приплывающие в Ярославль или Углич на круизном теплоходе, платят в городах области только за сувениры и экскурсии, так как остальное они приобретают на самом корабле. Если же туристы прибыли в область на несколько дней на автобусе, то они оплачивают областным организациям еще и за проживание, за питание. Раз есть дополнительные деньги на оплату услуг в самой области, значит увеличивается и количество собираемых налогов. А чем больше налогов, тем лучше у нас будут развиваться здравоохранение, образование, будет спокойнее на улицах и т.д.
Самые выгодные туристы - конечно из развитых западных стран. Дотошные европейцы подсчитали, что больше всего денег в туристских поездках оставляют австрийцы - в среднем один австрийский турист тратит в день 100 долларов США. Это совсем не значит, что обращать внимание нужно только на богатых <интуристов>. Вся мощная индустрия туризма Запада родилась прежде всего в ответ на спрос многочисленных соотечественников, (внутренних туристов) в самой стране. В большинстве этих стран доля внутренних туристов (не иностранных) составляет более 80%.
Для иллюстрации приведем количество средств, оставляемое в Ярославле в среднем в сутки на одного иностранного и одного российского туриста (в долл. США). Данные 1995 г.
Виды затрат |
Российские туристы |
Иностранные туристы |
Проживание |
12 |
30 |
Питание |
15 |
20 |
Экскурсии и развлечения |
2 |
5 |
Покупки |
10 |
15 |
Каждая из услуг (бронирование билетов, предоставление номеров в гостиниц, питание, развлечения и экскурсии, страхование, связь) не являясь собственно туристской, в совокупности представляют из себя нечто совершенно новое - тур. Главная задача туристской фирмы - свести эти услуги все вместе и предоставить в нужное время и в нужной точке, следуя пожеланиям и финансовым возможностям человека. Поэтому туристская фирма не просто посредник, но организатор, так как из отдельных услуг она организует тур (туристский маршрут).
Недаром одна американская руководительница крупной туристической компании назвала специалистов туризма <продавцами мечты>.
Разработайте свой проект развития туризма в вашей школе (в вашу школу) в форме модного сейчас бизнес-плана. Он может быть шуточным, НО получение конечного результата (коммерческий, социальный) должно быть доказано.
Любой бизнес-план должен включать:
- Описание предложения;
- Затраты и ресурсы, необходимые для его реализации (например, необходимо содержать штат работников 4 человека с зарплатой на всех 7 тысяч руб. в месяц или 84 тысячи руб. в год; необходимо истратить 10 тысяч руб. в год на рекламу, и 20 тысяч руб. в год на оплату коммунальных услуг и оборудования);
- Расчет выгод и окупаемости проекта. Здесь необходимо доказать, что проект будет окупаться за счет клиентов, которыми могут быть население, предприятия и др. (например, планируется привлечение 150 клиентов в год, каждый из которых принесет 1 тысячу руб., значит общие доходы будут 150 тысяч руб. в год, а чистая прибыль, с учетом предыдущего примера, 150-114 тысяч руб. в год = 36 тысяч руб. То есть уже в первый год работы будет получена чистая прибыль 36 тысяч руб.;
- Для обоснования предыдущего пункта необходим анализ рынка, т.е. других подобных предложений конкурирующих фирм, спроса на конкретный вид товаров и услуг, проще говоря, надо заставить поверить, всех и прежде всего самого себя, что предлагаемый план действий будет успешным.
Критерии оценки:
- Экономическая и рыночная обоснованность;
- Оригинальность идеи;
- Точность подсчета;
- Рекламная яркость.
При подготовке экономического обоснования используйте учебное пособие Липсиц И.В. Экономика. (Экономика без тайн). В 2-х кн.
Кн.1. - М.: Издательство <Вита-Пресс>, 1997. - 304 с. Кн.2. - М.: Издательство <Вита-Пресс>, 1996. - 352 с.
В затратах следует учитывать (см. Кн. 1 с. 194-198) внешние затраты (на покупку внешних ресурсов, очевидных для всех, рабочая сила, материалы, помещение и др.) и внутренние затраты (помещения, оборудование, средства организации и рабочее время сотрудников).
Анализируя затратную часть надо учитывать постоянные и переменные затраты (Кн.1 с.199-202). Обычно средняя величина переменных затрат на 1 принятого туриста снижается с увеличением числа туристов. Но при этом нельзя переходить границы здравого смысла и нельзя снижать качества обслуживания, иначе клиенты немедленно уйдут к другим
Обосновывая окупаемость, учтите закономерности образования и факторы спроса (Кн. 2 с. 54-76).
Спрос на туристские услуги всегда эластичен, т.е. сильно меняется от цены, в связи с тем, что эти услуги не относятся к группе товаров и услуг первой необходимости. Значит не следует давать завышенные цены, иначе потенциальные клиенты перейдут в другие фирмы или могут отказаться от тура вообще.
Выручка от продаж составляет общий (валовой, <грязный>) доход от работы любого предприятия, реализации любого проекта. Из этого дохода вычитают все затраты, затем выплачивают все налоги и получается <чистый> доход, который можно либо пустить <в дело>, т.е. на дальнейшее развитие своей организации либо на личное потребление и накопление собственника. Разумные люди, конечно, делают и то и другое.
Используя знания и опыт, полученные в предыдущем задании, разработайте свой проект развития туризма в вашем городе или районе ( в Ярославле - в одном из 6 районов города) также в форме бизнес-плана. При этом основывайтесь на тех туристских ресурсах (достопримечательности, средства размещения, виды транспорта, развлечения), которые активно еще не используются или используются совсем недостаточно.
Критерии оценки:
- Степень новизны
- Всестороннесть рассмотрения
- Экономическая обоснованность
Представьте фрагмент туристского путеводителя с использованием всех возможных средств (тексты, рисунки, ..) для еще малоизвестных достопримечательностей и уголков вашего города (района). Обычно в путеводителе представлены название, художественное, но достаточно краткое описание, где выделяются уникальные и необычные моменты, которые должны <заставить> человека сюда приехать (придти), информация о работе и другие справочные сведения.
Критерии оценки:
- Литературность и художественность;
- Подробность описания;
- Оригинальность и яркость идеи и стиля исполнения;
- Историческая проработка (историко-культурная достоверность).
Составление модели идеального путешествия (тура), по следующим фрагментам:
- где находится;
- как добраться;
- как принимают;
- чем кормят;
- где размещают;
- что показывают;
- куда везут вглубь страны;
- местные традиции;
- забавные приключения;
- конец путешествия;
- возвращение;
Каждая команда описывает свой идеал, а потом голосованием определяют лучшее описание по каждому фрагменту. Далее из лучших фрагментов составляется <идеальное путешествие>.
Критерии:
- Полнота и подробность
- Необычность, оригинальность
- Знания о стране (страноведение)
Конкурс на самую яркую рекламную идею в туризме для Ярославской области. Это может быть рекламный слоган (девиз), рекламный образ, рисунок, логотип, рекланая статься, стих и т.д. для области, города или какой-то территории.
Критерии:
- Новизна и оригинальность;
- Художественное воплощение;
- Яркость и отличимость.
Самые интересные идеи и находки будут использованы в практике рекламной работы комитета по туризму Администрации Ярославской области.
|
|